Конфискация по-голландски
antoin — 10.01.2015 Всегда восхищаюсь тем, как люди играют в правовое решение проблем несмотря на неподходящую ситуацию. Например, в 1572 году о праве и частной собственности не забывал Вильгельм Оранский несмотря на революционную обстановку. В этом году он в очередной раз устроил вторжение в Нидерланды с десятками тысяч набранных в Германии наёмников. Поскольку его солдаты имели склонность к убийствам и грабежам (теоретически, убивали только католиков, но под руку попадали все), то тысячи людей покидали города и бежали на восток, где закон и порядок охраняли войска доброго герцога Альбы (которые тоже были не ангелы, но об этом позже).Вильгельм тогда сыграл в право как по нотам:
- издаётся ордонанс о том, что Вильгельм всей душой скорбит по поводу учинённых его наёмниками злодеяний, хочет прекратить вражду между католиками и евангелистами, а потому просит всех беженцев вернуться домой;
- в ордонансе есть нюанс: у тех, кто не вернётся в течение двух недель, будет конфисковано всё имущество «во имя Общего Блага»;
- ничего не делается, чтобы унять наёмников, грабежи и убийства продолжаются;
- беженцы почему-то отвергают милостивое предложение Вильгельма и возвращаться не собираются;
- всё имущество беженцев конфисковано, шах и мат, ПРОФИТ.
Чувствуете разницу этого свободного и патриотичного правового процесса по сравнению с деспотичной конфискацией испанцами имущества осуждённых судом мятежников? И готов биться об заклад, что голландским детям в школе подобные эпизоды на уроке истории не рассказывают. Интересно, говорят ли им про немецких наёмников (и будущую помощь Елизаветы) вообще, а то могут и продвигать легенду, что восточные провинции добились независимости руками одних лишь местных патриотов, а немцы и англичане не при чём.
Впрочем, Отцу Нации конфискация не очень помогла. Вскоре его орава, как обычно, в ужасе бежала от небольших отрядов герцога Альбы, деньги кончились, наёмники разошлись по домам, поникло знамя освобождения и всё такое.
Одно из главных удовольствий от чтения исторических книг - это возможность посмотреть на истоки будущих легенд и мифов. Скажем, на то, как Вильгельм Оранский был авантюристом, который вторгался во Фландрию во главе немецких наёмников, охочих до грабежа и насилия. Или на то, как итальянские города-государства предпочитали пойти под руку Габсбургов или Валуа, лишь бы не подчиняться ненавистным соседям-итальянцам, с которым к тому времени имели столетние истории вражды и мести.
Смотришь на это, смотришь, а стоит отвлечься или моргнуть - и ба! всё изменилось: куда ни плюнь, везде национальные герои, освобождение от иностранной оккупации, политое кровью дерево свободы, вот это всё.
(в ближайшее время планирую написать подробнее про Мятеж, а это затравка)
|
</> |