Конец войны
pinguinchen — 14.05.2012Почти забросил жж, а тут случилась почти невероятная история:
Митя Алешковский написал пост про концлагеря:
Новые заключённые ежедневно прибывали на поездах в Аушвиц 2 со всей оккупированной Европы. Примерно ¾ всех привезённых отправлялись в газовые камеры в течение нескольких часов. В эту группу входили женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе.
Под постом pavel_agafonov оставил комментарий "Моя мама была в Германии в 43-45г.":
2012-05-02, 08:59
15-летней девчонкой отправили сначала в концлагерь (названия не помнит), а потом на северо-запад Германии. Попала в деревню Хольтланд, рядом с Голландией. У хозяйки было несколько работников. ... Отношение к ним было строгое, но хорошее, обедали вместе с семьей. Мама, ей 85 лет, интересуется, остался ли жив кто-нибудь из их семьи? Я доехать туда не сподобился, может, кто-то поможет узнать и поблагодарить за человеческое отношение к людям. ... У хозяйки фрау Юганс было трое детей. Мартин, Югенс и Кристиан. Может, они живы и здравствуют. Привет им от Капитолины. Адрес в то время был такой: Хольтланд (поселок), Крайслеер(р-н) Остфрисланд. Где-то есть фото женщины с детьми на фоне добротного кирпичного дома.
И вот мой ответ, прошел час с небольшим:
pinguinchen 2012-05-02, 11:15
Вы не поверите, я только что разговаривал с Мартином по телефону, он все помнит.
Вашу маму зовут Капиталина Бурова?
67 лет прошло.
Югансов в гугле не нашлось,- все же очень непривычная фамилия для северной Германии. Методом подбора в телефонной книге Хольтланда нашелся Martin Jürgens, с домашним номером.
К телефону подошел Мартин. Да, у него есть брат Кристиан, но фрау Юргенс давно умерла. Да, русскую девушку Капиталину он очень хорошо помнит, ему было 13, когда ее с остальными пленными русскими привезли в деревню на работы. У отца была пекарня и сельское хозяйство, работы много. И семья взяла Капиталину. По правилам того времени пленные должны были есть за отдельным столом, но отец сказал, что так не пойдет и все будут есть вместе.
Потом позвонил брату Юргену, ему 78, учитель на пенсии. Как же он обрадовался! Рассказал, что Капитолина была словно дочь семьи. И что они переживали, будто члена семьи потеряли, когда она в 45-ом уехала. И еще больше переживали, когда узнали, как при Сталине поступали с вернувшимися военнопленными. Рассказал, что комната, где она жила с иконами на подоконнике, уцелела в доме. Еще рассказал, что его внучка сейчас, закончив школу, поехала на один год в Петербург, бесплатно преподавать немецкий в школе.
Мы немного переписывались с сыном Капитолины и с Юргенсами. Потом эта ветка комментариев разошлась сотнями перепостов по интернету и нам стали писать телеканалы.
А уже в пятницу 11 мая с оператором Тарасом и журналисткой Олей мы поехали в Хольтланд, снимать сюжет для одной российской телекомпании. Старики поили нас чаем со сливками, меня уговорили заночевать, постелили на чердаке. Одновременно российская съемочная команда отправилась к Капитолине Савельевне, в небольшую деревню в Псковской области.
И ребята с НТВ сделали хороший репортаж, посмотрите:
http://youtu.be/Jc4QYPPhDJs
Вот рассказ Ирины Агафоной, снохи Капитолины Савельевны, про съемки в России - irinaagafonova.livejournal.com/20082.html
А ниже фото из Хольтланда (я испытывал новый объектив и увлекся пасторальными мотивами)
Юргенсы младшие, Юрген и Гудрун.
Юргенс старшие, Хинрих и Фолина.
Фамильный сервиз.
Тарас за работой.
Свидетельство Юргенса старшего о получении звания мастера-пекаря.
Курятник и яблоня, сохранившиеся со времен Капитолины.
Дверца для кур в курятнике.
Березы, который Юргенсы высаживали с рождением дочерей.
Три дочери, три березы.
Газонокосилка на автопилоте.
Компост с ревенем.
Гудрун Юргенс водит меня по саду и на ходу вырывает сорняки.
Дверь в бывшую конюшню.
Здесь был коровник, а теперь гончарная мастерская.
Деревенская церковь и кладбище, где похоронены старшие Юргенсы.
Могилы молодых призывников из Хольтланда, бежавших с фронта в апреле-мае 45-го.
Следы на коре тополя, перед которым 18-летних дезертиров расстреливали за пару недель до капитуляции.
Мельница, поставлявшая муку для хлебопекарни Юргенсов.
Прекрасные журналисты в полевых условиях.
Формы для печенья.
Сад.
Дом.
Учебник русского, по которому несколько месяцев училась Гудрун, пока они с матерью не сбежали из советской зоны в Хольтланд.
Вокзал, чемодан, клещи, поезд идет.
Зз, Чч, ЖжЖж, ЩщЩщ, Шш.