Конец уже близок: с 2015 г. Россию захлестнет карточная система
oleg_leusenko — 02.12.2014 Фото: Михаил Рогозин / ТАССРост цен на продукты первой необходимости и инфляция вынуждают власти вернуться к карточной системе — для начала сразу в четырех регионах
Бурный рост цен на социально значимые продукты в регионах, инфляция и робкие разговоры о новом экономическом кризисе, подобному кризису 2008 года, заставили региональные власти вернуться к идее введения продуктовых карточек для защиты малоимущих. По этим карточкам можно будет приобрести ограниченный набор продуктов питания по фиксированным ценам. Идея введения карточек заинтересовала и федеральный центр, пишет Русская планета.
Разговоры в правительстве о выработке стратегии защиты малообеспеченных граждан от роста цен на продовольствие и о введении продовольственных карточек для малоимущих начались в 2008 году. Тогда с этой идеей выступал теперь уже бывший глава Минсельхоза Алексей Гордеев. С тех пор прошло шесть лет, а воз и ныне там. Его преемник Николай Федоров пошел дальше: определил пилотные регионы для ввода карточек и дату их введения — конец 2015 года. Как предполагал Федоров, к этому времени должна быть подготовлена законодательная база для реализации программы, разработана система функционирования продовольственных карт, сформирован список товаров, доступных для покупок. Однако, срок этот может сместиться уже к концу зимы.
Опробовать «новую» систему карточек планируют в Мордовии, Саратовской, Омской и Ульяновской областях. Согласно проекту продуктовой карты, купить на нее можно будет только товары отечественного производства, а вот алкоголь и табак — нельзя. На получение карточки могут рассчитывать многодетные и неполные семьи, матери-одиночки и инвалиды. Если опыт внедрения окажется успешным, карточки планируют раздавать малоимущим по всей стране.
Сколько планируется выделять в месяц средств на одного человека, глава Минсельхоза не уточнил, но в своих рассуждениях о проекте ссылался на опыт США.
Последний раз продуктовые карточки активно обсуждали в 2008 году, когда население стремительно беднело, а цены на товары первой необходимости (хлеб, молоко, масло, гречку и т.п.) росли не по дням, а по часам. Например, батон белого хлеба на Сахалине стоил 32 рубля и выше. Сахалинский губернатор Александр Хорошавин бил тревогу и называл ввод продуктовых карточек неизбежным. О карточках тогда говорили не только на Дальнем Востоке, но и в крупных городах — власти Санкт-Петербурга, озабоченные подорожанием хлеба, доказывали целесообразность такого шага. «В Петербурге возможно введение карточек. Или, может быть, продуктовых талонов», — заявлял первый зампред городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Юрий Раков. Но тогда цены на хлеб были зафиксированы, и до введения карточек не дошло.
Чтобы обеспечить каждого неимущего на России «продуктовой карточкой» хотя бы на 4300 рублей в месяц, из бюджета России потребуется выделять ежегодно два триллиона рублей. Даже не экономисту понятно, что такое вряд ли возможно, особенно на фоне падения цен на нефть, к которым, как известно, привязан российский бюджет.
Проект с талонами на еду в США был успешным, но только до кризиса, когда из-за недостатка средств в бюджете его начали критиковать и атаковать республиканцы. До 1 ноября 2013 года малоимущий в США получал 133 доллара в месяц. До обвала курса рубля это было около 4300 рублей, сейчас — ровно 6000 рублей. На поддержку 46,5 миллиона малоимущих (15% населения) в США ежегодно выделялось из бюджета около $80 млрд. Однако в целях экономии бюджета республиканцы в Конгрессе провели решение о сокращении финансового обеспечения «фудстемпов» на 36 долларов и потребовали провести дальнейшие сокращения. Это им удалось сделать уже в начале февраля 2014 года. Тогда Конгресс США одобрил законопроект, в соответствии с которым в течение ближайших пяти лет бюджетные выплаты неимущим будут сокращены примерно на $800 млн в год. Сама программа продовольственных талонов будет переименована в программу дополнительного питания. Т.е. республиканцы подсчитали, что 133 доллара — это слишком, для прокорма среднестатистической малоимущей семьи достаточно и 90 долларов.
С идеей поддержки неимущих слоев общества на России солидарен член ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин. Кроме того, коммунист считает, что малоимущих на России гораздо больше, чем указывает официальная статистика.
«В России за чертой бедности живет около 18 млн человек — более 15% населения. Причем за прошлый год количество нищих выросло почти на 300 тысяч. Малоимущим в России сегодня нужен “гуманитарный конвой” не меньше, чем жителям Донбасса, тогда как чиновники и топ-менеджеры купаются в роскоши: покупают яхты и автопарки», — прокомментировал ситуацию «Русской планете» Рашкин.
По данным Росстата, в прошлом году в категорию малообеспеченных граждан попало 11% населения России, это около 15,7 млн человек. В 2012 году количество малоимущих было меньше — 10,7%, или 14,4 млн человек.
Берем пример с Кирова
Чаще всего с 2008 года о поддержке малоимущих и введении продовольственных карточек вспоминали власти Ульяновской области, где согласно данным Территориальной службы госстатистики на 2013 год ниже прожиточного минимума живут более 170 тысяч человек (13,4% от всего населения области). Однако до введения карточек там так и не дошли. В апреле 2013 года был анонсирован план Минсельхоза Ульяновской области по реализации проекта продовольственной карты, по которой малоимущие смогли бы покупать на 1000 рублей в месяц необходимые товары ульяновских производителей в сети магазинов шаговой доступности «Покупай ульяновское!». 1000 рублей — это чуть более 22 долларов, то есть совсем не та цифра, о которой заявляли федеральные министры.
Очередь в винный магазин в период продовольственного кризиса, 1990 год. Фото: Владимир Родионов / РИА Новости
К апрелю 2014 года в Ульяновской области подготовили только нормативную базу, но еще не составили реестр тех, кто может получить карточку, а также не определились с торговыми точками и только обсуждают проведение конкурса среди банков на разработку «электронного продуктового приложения». Об этом рассказал «Народной газете» зампред правительства региона Александр Чепухин.
«Этот проект в нашем регионе делается с чистого листа, в России он уникальный, продуктовых карт нет ни в одном регионе. В прошлом году правительство готовило нормативную базу для этого проекта, используя зарубежный опыт», — говорит Чепухин.
Комичность ситуации заключается в том, что с 1 октября 2013 года в Кирове был запущен проект «Продуктовая карта» для многодетных семей. На обычной банковской карточке Visa красуется надпись: «Покупай вятское!». Стоит ли говорить, что на 1000 рублей в месяц кировчанам предлагают купить в магазинах города товары первой необходимости местного производства?
В Кировской области продуктовыми карточками пользуются 1868 многодетных семей, за счет средств областного бюджета на них было перечислено более 9 млн рублей. Чаще всего кировчане покупают на переведенные на карту средства молочные продукты, рассказали «Русской планете» в аппарате правительства Кировской области. А с 1 октября 2014 года карточки стали выдавать многодетным семьям в Кирово-Чепецком, Омутнинском и Слободском районах области.
В целом продуктовая карта уже прижилась в Кирове, считает зампред правительства Кировской области Дмитрий Матвеев, но есть и проблемы.
«На прилавках магазинов часто невозможно разглядеть, какие продукты подходят под действие программы, а какие нет. Можно, конечно, посмотреть тысячестраничное пособие, которое лежит на кассе, где перечислены все продукты программы. На деле это сделать практически невозможно, из-за этого часто кассиры и покупатели конфликтуют», — отметил Матвеев в интервью сайту «Прогород43.Ru».
Перенимать удачный опыт соседей в Киров в конце мая 2014 года приезжала делегация из Мордовии во главе с министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Владимиром Сидоровым.
*****
В Департаменте развития предпринимательства и торговли Кировской области «Русской планете» так и не смогли уточнить, будут ли расширять проект продуктовой карты на малоимущих и увеличивать сумму поступлений в связи с инфляцией. Это и понято, власть пока боится говорить горькую правду о том, что Россию ожидает карточная весна, лета и так, до самого развала проекта "РФ".
Справка РП
Что можно купить на 1000 рублей
1 курица — 200 рублей.
Тушенка и консервы — 150 рублей.
1 бутылка масла — 50 рублей.
2 пачки макарон — 60 рублей.
1 пачка гречки — 40 рублей.
1 пачка риса — 50 рублей.
1 пакет картошки — 100 рублей.
1 банка томатной пасты — 50 рублей.
лук, морковь, капуста — 100 рублей.
1 литр молока — 50 рублей.
1 пачка сливочного масла — 50 рублей.
Конфеты к чаю — 50 рублей.
Хлеб в течение недели — 50 рублей.
Итог: этого хватит одному человеку на питание в течение недели и более, но не на месяц.
Проблемы карточек
Депутат Законодательного собрания Ульяновской области, первый секретарь областного отделения КПРФ Александр Кругликов считает, что карточки вводить надо, но суммы в 1000 рублей на семью не хватит.
«На тысячу рублей семья не проживет. Этой суммы на карточке хватит только на покупку в течение месяца хлеба и молока. А чтобы инвалид или другой малоимущий смог нормально питаться, ему необходимо тратить на еду минимум 10–12 тысяч в месяц. Особенно если инфляция останется на уровне в 8%. Но я согласен с западными пессимистами, которые прогнозируют, что Россия в начале следующего года столкнется с инфляцией минимум в 11%», — рассказал депутат.
Однако, несмотря на минусы карточной системы, депутат уверен, что ее надо вводить для поддержки населения.
«Это нужно делать. Это реалии, в которых мы, к сожалению, оказались. Надо отдать должное бывшему губернатору Ульяновской области Юрию Горячеву, его называли "красным", хотя он не входил в КПРФ и непросто складывались наши отношения, но в период гайдоровско-ельцинских реформ он спас население Ульяновской области введением карточек для всего населения. Правда, это затем плохо сказалось на сельском производителе, так как выдавались гарантии, но деньги в село не возвращались из-за скудного областного бюджета», — отметил Кругликов.
Проблема невозврата денег производителю из-за недостатка финансов в региональных бюджетах — ключевая, рассказал «Русской планете» старший научный сотрудник Института Гайдара, экономист Сергей Жаворонков.
«Основная проблема с такими карточками состоит в том, что нет денег в региональных бюджетах. Москва может себе позволить поддерживать малоимущих, Ханты-Мансийский автономный округ тоже может. А вот сможет ли Тамбовская область — я сильно сомневаюсь. Если это будет возложено не на федеральный бюджет, а на региональный, то надо понимать, что в большинстве региональных бюджетов дефицит и серьезный рост долга», — уверен Жаворонков.
С технической точки зрения ввести карточки будет достаточно легко, считает экономист: «Это копия с американской программы. Нормальная практика, когда мы даем право нуждающимся людям купить какой-то набор товаров без алкоголя и табака. Продуктовые карточки хороши только в том случае, если мы правильно определим, кто имеет право на их получение».
|
</> |