Кончина вдовствующей герцогини Аргайльской
ru_royalty — 28.02.2024

The Telegraph сообщает, что 22 февраля 2024 года у себя дома на 79-м году жизни скончалась Иона Мэри, вдовствующая герцогиня Аргайльская, мать нынешнего 13-го и 6-го герцога.

Сэр Ивар Колкухун, 30-й лэрд Лусса (Laird of Luss) и 32-й вождь Колкахун (1916-2008), стал главой клана в 1948 году. Он был главой клана дольше всех, прослужив почти 60 лет.
Земли клана Колкагун были на берегах озера Лох-Ломонд. Во время правления короля Шотландии Александра II Амфредус де Килпатрик (Umphredus de Kilpatrick) получил эти земли от Малдуна, графа Леннокса. В частности, было получена земля Колкахун (шотл. — Colquhoun), Аухенторили (шотл. — Auchentorily) и Дамбак (шотл. — Dumbuck). Оплотом вождя клана Колкахун стал замок Дангласс, который стоит на скалистом мысе реки Клайд. Этот замок расположен недалеко от королевского замка Данбартон, в котором вожди клана Колкахун были губернаторами и хранителями.
Титул вождя Колкахун включал титул барона (лэрда) Ласса с того времени, когда вождь клана Колкахун — сэр Роберт Колкахун женился на наследнице лордов Ласса в 1368 году.
Титул баронета Колкахуна из Лусса в графстве Дамбартон был создан в баронетстве Великобритании 27 июня 1786 года для Джеймса Колкахуна. Он был четвёртым сыном шестого баронета креации 1625 года. Третий и четвертый баронеты представляли Данбартоншир в Палате общин. Четвертый, пятый и седьмой баронеты служили лордами-лейтенантами Дамбартоншира.
Сэр Ивар был 8-м баронетом креации 1786 года. Он получил образование в Итоне. В начале Второй мировой войны он работал на лесопилке в Финляндии и присоединился к батальону территориальной армии горцев Аргайл и Сазерленд в качестве рядового. Когда Советский Союз вторгся в Финляндию в ноябре 1939 года, его прикомандировали к 5-му (лыжному) батальону шотландской гвардии. Он был расформирован после того, как Финляндия была вынуждена принять условия России в марте 1940 года.
Он женился в 1943 году на Кэтлин Ниммо Дункан (умерла 17 апреля 2007 года), второй дочери Уолтера Атолла Дункана из Лондона. Сестра его жены Марджори Рэй Дункан вышла замуж за 6-го графа Верулама в 1938 году.
У сэра Ивара Колкухуна из Лусса и леди Колкахун было трое детей:
- Торкил Ян (1944-1963)
- сэр Малкольм Рори (р.1947), нынешний 9-й баронет
- Иона Мэри (22 июня 1945 – 22 февраля 2024)




4 июля 1964 года она вышла замуж за Яна Кэмпбелла, тогдашнего маркиза Лорна, в соборе Святого Джайлса в Эдинбурге. Фото помолвки:

Из Нью-Йорк Таймс, 5 июля 1964 года, машинный перевод:
Кэмпбелл из Аргайла женится на Колкахуне из Лусса в Эдинбурге. Сын и дочь вождей кланов поженились в церкви Святого Джайлса
ЭДИНБУРГ, Шотландия, 4 июля — Кэмпбеллы из Аргайла и Колкахуны из Лусса собрались сегодня днём в сером мраке 500-летнего собора Святого Джайлса на свадьбу года в Шотландии — лихого молодого маркиза Лорна и мисс Айоны Мэри Колкахун, возлюбленной его детства.
19-летняя невеста, веселая брюнетка из страны Лох-Ломонд, дочь сэра Ивара и леди Колкухун.
Ее сопровождал её отец, восьмой баронет Лусса, Дамбартоншир, и глава могущественного клана Колкахун.
Её платье, созданное в Лондоне Джоном Кавано, было из шелковой органзы, вышитой ландышами и ромашками. У него была завышенная талия, рукава до локтей, круглый вырез и шлейф длиной 10 футов. Маленькая бриллиантовая тиара поддерживала тюлевую фату невесты, и она несла молитвенник.
Женихом, которому в августе исполнится 27 лет, является Ян Кэмпбелл, сын и наследник 11-го герцога Аргайлла. Его отец — хозяин королевского двора в Шотландии и глава плодовитого и обширного семейства Кэмпбеллов. Его мать - миссис Роберт Тимпсон из Нью-Йорка.
Лорд Лорн и его отец носили клетчатые килты Аргайл — широкие полосы темно-синего и зеленого цвета мха с желтыми и белыми линиями. Сэр Ивар и члены его клана носили тартан Колкахун, ярко-синий и зеленый с красными и белыми отметинами.
На женихе также был черный шерстяной дублет и жилет, зеленые носки до колен, галстук хайлендской бригады (напоминание о том, что он служил в горцах Аргайла и Сазерленда) и золотое кольцо с гербом — подарок невесты.
Перед третьей церемонией в соборе появилась тысяча гостей. Члены клана в килтах, лондонцы в визитках, женщины в шелках и шифонах и несколько американцев толпились в узком дверном проеме, сжимая в руках синие пропускные билеты. Они сидели под рваными знаменами клана на деревянных стульях с прямыми спинками, стоявшими вдоль прохода длиной в квартал.
Яркое полуденное солнце делало все возможное, чтобы осветить устрашающий каменный интерьер. Его лучи пробивались сквозь маленькие окна, без разбора разливая оттенки витражей на прихожан. Свечей не было, а было лишь несколько букетов желтых и белых цветов.
Свадьбе предшествовал грохот органной музыки. Концерт Генделя и две композиции Баха наконец уступили место «Кантилине» Жана Лангле, и тогда начался свадебное шествие.
Десять подружек невесты в белых платьях и две маленькие цветочницы пронеслись по проходу мимо статуи Джона Нокса, шотландского реформатора, и памятника более раннему Аргайлу.
Леди Ромейн Гримстон, двоюродная сестра невесты, была подружкой невесты, а шафером был Уильям Робертсон, давний друг жениха и один из горцев Аргайла и Сазерленда. Ашеров было 15.
Преподобный доктор Генри К. Уайтли, служитель церкви Св. Джайлса (Шотландской церкви) и капеллан королевы Шотландии, провел 40-минутную церемонию. Ему помогали преподобный доктор А.С. Кинг, служитель Колкахуна в Луссе, и преподобный Дональд В. Маккензи, служитель Аргайла в Инверери.
Служба велась на английском языке, за исключением молитвы на гэльском языке, и когда темноглазая дева из Лусса твердым, мягким голосом пообещала «любить, лелеять и подчиняться» своему новому мужу, слова были уловлены микрофоном над ее головой и донесены до собрания через громкоговорители.
После того, как они преклонили колени перед алтарем и подписали книгу, лорд Лорн и его невеста весело прошли через собор, сияя. Когда они начали спускаться по ступеням, устланным красным ковром, и выйти на площадь, одинокий волынщик заунывно заиграл пиброх (вариации на волынке).
«Он главный садовник в замке Инверэри», — объяснил ранее лорд Лорн. «Он сочинил эту пьесу специально для нас. Она называется «Свадьба Ионы».
Когда герцог Аргайл появился на ступеньках, его волынщик переключился на «Кэмпбеллы идут», и вскоре Кэмпбеллы окружили красивого старого герцога. Миссис Тимпсон, его вторая жена и первая герцогиня, была слева от него. Его нынешняя герцогиня, бывшая Матильда Костер Мортимер, стояла позади него, а его дочь, миссис Джон Сиржант Крэм 3-й, бывшая леди Джин Кэмпбелл и внучка покойного лорда Бивербрука, стояла справа от него.
Молодожены уехали на черном «Роллс-Ройсе», украшенном клетчатыми лентами Маккензи, потому что в Эдинбурге закончилась лента Колкахуна. Леди Колкахун остановила свой выбор на тартане Маккензи, потому что на расстоянии его было трудно отличить от колкухуна. Шотландцы не делают лент в клетку тартан, они импортируют их из Франции.
Прием прошел в Зале собраний, презентабельном месте сбора, традиционном для невест Сент-Джайлса, которые не живут в Эдинбурге. После этого лорд Лорн и его жена отправились в неизвестном направлении.
— Некоторое время мы будем гоняться за солнцем, — загадочно сказал лорд Лорн. «Я, честно говоря, не знаю, куда мы едем».
Вернувшись из свадебного путешествия, пара наладит ведение домашнего хозяйства в лондонской квартире. Готовить еду будет маркиза Лорн, которая решила оставить трех своих чихуахуа с семьей в Луссе. Одно из ее фирменных блюд — спагетти болоньезе. Она получила образование в Малверне, Вустершир, а также в Париже, Флоренции и Мадриде.
Ее муж учился в Тринити-колледже в Гленалмонде и в Университете Макгилла в Монреале. Он присоединился к семье горцев как рядовой. Четыре с половиной года спустя он стал капитаном. Он называет себя «учеником банкира». Ни он, ни его жена не катают буквы «р» и не говорят картаво [Neither he nor his wife rolls r's or speaks with a burr].
«Мы приезжаем в Нью-Йорк в следующем году». Он надеется присоединиться к коллективу Первого национального городского банка. — Я думаю, нам это понравится.
Лорд Лорн, хотя и шотландец, почти такой же американец, как Четвертое июля. У него мать-американка и трое американцев в следующем поколении. Миссис Тимпсон, бывшая Луиза Клюс, является внучкой Генри Клюса, финансиста с Уолл-стрит. Ее отец, которого также звали Генри Клюс, был художником, а матерью была Луиза Моррис из Балтимора. Матерью герцога была бывшая Эми Лоуренс из Нью-Йорка.
Кэмпбеллы из Аргайла и Колкахуны из Лусса были соседями на протяжении веков. Вначале оба клана выступали против союза с Англией.



У пары родились сын Торкуил (Torquhil Ian, р.1968) и дочь Луиза Иона (р.1972).



Супруги принимали участие в светской жизни Шотландии.



В 1973 году Ян унаследовал титулы 12-го герцога Аргайльского в пэрстве Шотландии и 5-го герцога Аргайльского в пэрстве Соединённого Королевства. Иона с удовольствием выгуливала семейные тиары.







Иона овдовела в 2001 году, когда Герцог умер от сердечной недостаточности во время операции в возрасте 63 лет. Она была покровительницей Королевского Каледонского бала. И патриоткой Шотландии.


Частные семейные похороны, за которыми позже последует памятный молебен в Инверари.

Корпоративное обучение персонала: тренды и лучшие практики московского рынка
Я понял
Памятник Волынской резне в польском городе Торунь
Сопка инопланетян
Круговорот денег графа Спенсера)
художница Aynur Akalın
Про риэлторов
Адвент-календарь: день № 10

