Конан-варвар из Таганрога?!
herr-bolsen — 02.03.2023В детстве, читая рассказы американского писателя-фантаста Роберта Говарда, создавшего в своих произведениях персонаж Конана-варвара из Киммерии, я и предположить не мог, что мой родной город Таганрог оказался частью территории, на которой в доскифский период была распространена киммерийская культура.
Литература, в которой я почерпнул фрагменты информации о киммерийской культуре, относится к археологии, но учитывая неотъемлемые междисциплинарные связи истории и археологии, позволю себе кратко коснуться малоизвестной мне сферы.
Прежде всего хотелось бы упомянуть, что монография «Киммерийцы» (1976 г.), которая поведала мне об этой древней культуре, написана была советским археологом, доктором исторических наук (всё таки!) и профессором Алексеем Ивановичем Тереножкиным о памятниках киммерийской культуры, где в числе прочих упоминается и Таганрог.
Конечно, упоминание фэнтезийного Конана-варвара было больше для привлечения внимания, но всё же забавны такие параллели между Конаном и Таганрогом.
На карте памятников киммерийцев и находок вещей киммерийских типов на юге Европейской части СССР (рис. 1, стр. 15), в разделе «Степные памятники» под №77 указан Таганрог. Карта была составлена в начале 50-х годов и насчитывала более 130 установленных мест археологических раскопок, содержавших предметы предскифских памятников фрако-киммерийской культуры.
Описание найденного в степном памятнике №77 (Таганрог) содержит следующее (стр. 66): «В Таганрогском музее В.А. Городцов в 1928 г. зарисовал беспаспортный бронзовый кинжал карасукского типа (рис. 27, 6) . Кинжал имеет широкий клинок, постепенно сужающийся к острию. По клинку проходят два желобка. Навершие рукояти грибовидное, с низко опущенными боками. Рукоять ажурная, с двумя параллельными сквозными вырезами, пересеченные двумя накладками. Перекрестие образовано четырехугольными, скошенными вниз большими выступами с четырехугольными сквозными прорезями. Длина кинжала 35,8 см, длина клинка до основания перекрестия 23,3 см, ширина клинка 4,2 см».
Указанный под номером 6 (рис. 27, стр. 57) кинжал относят к «материалам из курганов и случайным находкам на юге Европейской части СССР. Стало быть киммерийцы похоронили у нас кого-то, положив кинжал к владельцу в захоронение.
При этом исследователем была составлена отдельная карта находок киммерийских мечей и кинжалов черногоровского и новочеркасского времени (рис. 66, стр. 105), где под №14 отмечен Таганрог.
На карте видно, что именно Таганрог в пределах Таганрогского залива и по обе стороны Азовского моря - единственное место, где было найдено оружие киммерийцев. Так что и это еще раз доказывает исключительную ценность Таганрога, как в культурно-историческом, так и в археологическом отношении.
Сам найденный кинжал подчеркивает упомянутую уникальность. А.И. Тереножкин с коллегами обращал внимание, что «точных аналогий в памятниках карасукской культуры этому кинжалу мы не нашли, как не смогла их указать и Н.Л. Членова (еще один киммеролог). Однако карасукская принадлежность таганрогского кинжала также не может вызывать сомнений, так как близкие к нему варианты хорошо представлены на востоке».
В своей статье «Бронзовые кинжалы предскифского времени» (в сборнике «Кавказ и Восточная Европа в древности» под ред. Р.М. Мунчаева и В.И. Марковина), опубликованной за 3 года до указанной выше монографии, А.И. Тереножкин пишет: «Таганрогский кинжал является пока единственной находкой на нашей территории» (стр. 122), указывая на принадлежность к несвойственной для наших мест карасукской культуре.
Карасукская культура — археологическая культура бронзового века (кон. 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.) в Южной Сибири и Казахстане. Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук (приток Енисея) близ села Батени в Боградском районе (Хакасия). Изучение проводится преимущественно на основании раскопок курганов. Влияние культуры прослеживается от Саян и Алтая до Аральского моря.
А.И. Тереножкин вносит небольшую интригу в историю с найденным кинжалом, говоря, что место его находки точно неизвестно (стр. 121). Но это не мешает ему через три года в упомянутой монографии определить таганрогское происхождение находки.
Возвращаясь к шуточной параллели с Конаном-варваром, хотелось бы отметить, что появление в Таганроге образчика культуры, типичного для Сибири, позволяет предположить о некоем «путешествии» кинжала среди вещей кочевника из тех мест. И на такой длительный переход мог отважится наверняка некто, подобный персонажу произведений Говарда.
Просьба не судить строго смесь научного и ненаучного, так как текст написан больше в развлекательных целях :)