Кому, вообще, нужны подростки?

Мои дети растут в среде, где все иначе. Кружки здесь начинаются с рождения: мамы привозят на занятия в библиотеку спящих пупсов, которые в течение часа приобщаются к литературе, не приходя в сознание. Трехлеток уже сплошь и рядом учат играть в шахматы и умножать матрицы – за ваши деньги любой каприз. Больше всего занятий предлагается для детей младшего школьного возраста, а самый бедный выбор – для подростков. В спортивных клубах часто не бывает любительских секций для детей старше одиннадцати лет – предполагается, что к этому возрасту ребенок переходит в профессиональную лигу или перестает играть вовсе. Художественные студии дошкольникам и младшим школьникам предлагают больше, чем подросткам. Найти для старшеклассника что-нибудь экзотическое – скажем, клуб юного физика, исторический кружок или студию литературного творчества – практически невозможно. Выходит, что к тому возрасту, когда у ребенка уже складываются самостоятельные интересы, когда у него достаточно знаний для интеллектуальных занятий и сил для физических, кружков и секций ему почти не предлагают.
Почему так происходит? Мне видятся две причины. Во-первых, предложение определяется спросом. В ситуации, когда занятия платные, спрос определяют родители. В моем детстве родители пупсов сами были почти подростками. Старшекурсники, аспиранты, младшие научные сотрудники – они часто еще жили со своими родителями. Четверо взрослых – сорокалетние бабушка с дедушкой и двадцатилетние родители – пытались вырастить и прокормить одного младенца в условиях каторжного советского быта. Никому из них в голову бы не пришло тащить этого младенца на танцы и рисование. В семь лет ребенок шел в школу и мог уже самостоятельно посещать кружки, в которые его записали родители. Подростки были полностью самоходны, сами себя всюду записывали и добирались, если нужно в другой конец города. Родителями подростков были энергичные 35-40-летние люди, выбившиеся из-под родительской опеки и наслаждавшиеся родительством.
У нас сегодня все наоборот. Родители пупсов – энергичные 35-40-летние люди. Они откладывали родительство, чтобы многое успеть в жизни, и теперь ничего не хотят упустить. Этот долгожданный пупс для них – пупс земли, они запишут его всюду и будут самозабвенно играться. К началу его школьного возраста они обзаведутся следующим пупсом, их пыл несколько поутихнет. Им поднадоест и ребенку тоже. Типичные родители подростка сегодня – пара в возрасте. Прежде, чем выйти на пенсию, они хотят убедиться, что дети на правильном пути. Их главная забота – поступление ребенка в университет. Внешкольные занятия в этом контексте сугубо второстепенны. К тому же, подростки взбалмошны, своевольны, непредсказуемы – заплатишь за год, а он откажется ходить. Деньги на ветер!
Во-вторых, предложение чутко реагирует на спрос. Занятия для пупсов удобны и прибыльны. Пупс компактен, приятен на ощупь, немногословен, на занятия его приносят родители, ему все нравится. Младшеклассник, припуганный школьной дисциплиной, тоже удобный, желанный клиент. Будет весь год исправно, послушно заниматься, чем скажут. Зачем ввязываться в авантюру с ехидными, пресытившимися подростками, которые уже все попробовали, когда можно каждый год набирать малышей и делать с ними поделки из бумажных пакетов? Подросток ершист, угловат, места занимает много, все время норовит разговаривать. Кому, вообще, нужны эти скользкие подростки? У них и так богатый выбор. Хочешь – тусуйся на фейсбуке, хочешь – клей под мостом нюхай. Каждому найдется занятие по душе!
|
</> |