Кому-то страх и трепет, кому-то

Аттила – персонаж, скажем так, колоритный. У большинства европейцев он ассоциируется с нашествием, разрушением, бедствием и прочим вандализмом. Наверное, справедливо. И если рассказы европейских историков про гуннов в целом, возможно где-то страдают преувеличением и сгущением красок, то исключительно завоевательно-разрушительный вектор их самого известного вождя очевиден. Европейские художники несколько раз обращались к теме грозного варвара, несущего страх и разрушение. Лучше всех, безусловно получилось у Делакруа, хотя бы потому, что у него многое получалось лучше всех и как бы не был на 146% правилен и академически вылизан Энгр, он своему главному оппоненту проигрывает по всем статьям.

Вот та же роспись менее фрагментарно. Видимо полуодетая женщина у конских копыт и есть Италия.

Впрочем, есть одна европейская страна, где Аттила не страх и трепет. Точнее не только они. А кто? А вот тут надо остановиться и подумать. Естественно речь идёт о Венгрии. Конечно, включение венграми этого персонажа в свою историю – скажем так, очень большая натяжка. Да, гунны какое-то время располагались в Паннонии. Но это, пожалуй, и всё. Собственно же венгры появились в тех же краях примерно через 500 лет. Для связки сочинили легенду о том, что разгромленные гунны откатились до Урала, там набирались сил и потом вернулись уже в составе венгерской орды. Мягко скажем, легенда малоубедительная. Но тем не менее, Аттила в Венгрии почти свой. Правда я так и не уловил точного к нему отношения. Нечто среднее между Иваном Грозным, Степаном Разиным и Василием Ивановичем. Такой вот коктейль получается. Но это на мой субъективный взгляд.
В живописи он тоже далеко не просто варвар-разрушитель.

Такая вот, не совсем единая в этом вопросе Европа.
P.S. Я знаю, что есть ещё одно очень известное произведение искусства с участием этого персонажа. Но я его приберёг, специально. Для других целей
|
</> |