Кому и как поститься


В предпостовые и постовые недели, узнаешь массу новых
особенностей и фактов из личной жизни прихожан. Прежде всего, это
касается их болезней, немощей, пенсионного обеспечения, количества
любимых детей, внуков и правнуков, требующих постоянной заботы,
внимания и материальных издержек.
Нельзя сказать, что эти подробности раньше скрывались и были
неизвестны, но перед днем прощения, на них уделяют особое внимание,
конкретизируя доходную часть собственной жизни до копейки, а
медицинскую до последнего рецепта и процента льгот на дежурный
корвалол вкупе с цитрамоном. Для полноты понимания «ситуации»
священника обязательно поставят в известность, что коммунальные
услуги опять подорожали, а цена на рынке картошки с луком и свеклой
уже больше, чем была на мясо при Брежневе.
Откровения эти вполне понятны, потому что для того, чтобы жить,
человеку необходимо есть, а при наличии, скажем так, не очень
большой пенсии или зарплаты, а также медицинской карточки с сотней
страниц постовое воздержание становится проблемой.
Сколько не говори о том, что пост имеет два крыла, одно из которых
воздержание, а второе молитва, повсеместное вопрошение «как
питаться?» в эти дни всегда злободневно. И не потому, что не
хочется исполнять установления апостольские и церковные, а из-за
того, что далеко не каждый может поститься по уставу обители Саввы
Освященного, который перевел и ввел в церковный обиход еще в XIV
веке святитель Киприан митрополит Киевский. Именно этот Устав стал
основой нашего Типикона, правила которого так любят цитировать
(насчет собственного их исполнения – вопрос спорный) приверженцы
буквы и установлений. Во внимание не берется даже то, что устав
данный в пятом веке написан, для монашествующих предназначен и лишь
для живущих в землях средиземноморских определен.
Оттого и пестрит православный интернет спорами, что такое
«сухоядение», и что считать «вареным», а чего «сухим». Пока
консерваторы с либералами ломают копья насчет самого «правильного»
правила поста у среднестатистического прихожанина (это обычно уже
пожилые люди) изжога и мельтешение искр в глазах. Иначе и быть не
может у тех, кто не рассчитав собственные силы и крепость родного
здоровья устраивает себе голодовку в первую неделю Великого поста с
соленым огурцом, луковицей и хлебом. А что еще есть-то? Ведь инжир
с финиками, которыми надобно питаться по Уставу, у нас не растет, а
в лавке его дневная порция потянет на месячную пенсию.
Отнюдь не призываю отбросить воздержание в пище и отменить
традиционные правила, но давайте все же подходить к дням святой
Четыредесятницы с точки зрения того, что пост – это радость. Пост
не должен вредить здоровью и в твоей медицинской карточке, к Пасхе,
не должна добавиться еще одна глава с анализами и врачебными
назначениями.
Если со здоровьем проблемы и утром надобно таблетку выпить, чтобы
день плодотворным был и впустую не прошел, то испросив у своего
священника послабление на пост телесный, в такую же меру надо его
духовную сторону увеличить.
Как? Да у священника спросите, вдвоем и решите чего добавить, а что
и убавить.
Есть и иное преткновение дней постовых. Оно обычно у тех возникает,
кто телом силен, здоровьем не обижен и разумом награжден. Для них
устав Саввы Освященного проблем не создает и первые дни поста в
сплошном голодании лишь ясность ума прибавляет, да трезвость мыслей
определяет. Видя такое благодатное действо современный «подвижник»
тут же к данному уставу еще несколько правил выискивает, а также
параллельно решает быстренько освоить практику умного делания,
который у нас исихазмом зовется.
На совет священника, что у каждого своя мера талантов и
способностей и что рядом с такими самостоятельными подвигами
лукавый под именем «прелесть» бродит во внимание обычно не
принимается.
Таких «перепостившихся» обычно очень легко в храме на
третью-четвертую неделю Четыредесятницы вычислить. Стоит хмурое
создание где-то в уголке, волком на всех смотрит, к исповедальному
аналою не подходит, а на вопрос» «Что случилось?», начинает
рассуждать, в лучшем случае, о всеобщей греховности. В худшем же –
уныние и апатия, то есть именно то, чего добивался лукавый.
Действительно, в пост надобно больше молиться, чаще причащаться
Святых Таин, читать духовную литературу, наконец-то полностью
прочесть Библию, а также постараться убрать из своей жизни зло с
обидой да осуждением. Все остальное только после беседы со
священником.
- Батюшка, благословите за неделю поста Псалтирь прочитывать?!
- Для тебя, радость моя, вполне достаточно молитв вечерних и
утренних.
- Не молитвенник вы, отец святой!
Знаком диалог? Он может быть с иными словами и другой интонацией,
но смысл остается тот же: самочиние.
У каждого человека есть все необходимое, чтобы с Христом быть, вот
только не надобно на себя бремена неудобоносимые взваливать. Опасно
это.