КОМСОМОЛЬСКИЙ БИЛЕТ
elshanec — 06.08.2014 Про комсомол помню плохо. Отлично помню - комсомольцем становиться не собирался. Класнуха уговорила быстро:- Нужны проблемы на экзаменах? Вот, и не выкобенивайся. Иди, учи устав.
И я пошёл.
Смутно помню из устава ВЛКСМ про «демократический централизм» - что-то вроде «право выбирать и быть избранным». Всё остальное забыл напрочь.
Отлично помню кабинет, где меня экзаменовали старшие товарищи. Точнее, даже не кабинет помню, а входную дверь – двустворчатая, обитая черным дерматином, пухлая такая, шляпки обойных гвоздиков - стального цвета пумпочками.
Под черным дерматином – серая вата. Там, на двери, на уровне роста ученика пятого класса был варварский разрез от перочинного ножа. Разрез заклеивали заплатой, но держалась заплата недолго – отковыривали, поэтому про серую вату в школе знали все. На левой, не открывающейся створки двери, висела табличка, на табличке золотыми буквами по черному фону - одно слово «ДИРЕКТОР».
А про устав ВЛКСМ не помню.
***
В комсомольском билете четко написано: дата вступления 1982 год. Значит, комсомольцем я стал в восьмом классе. Стал и тут же стал платить комсомольские взносы. Точнее, их моя мама оплачивала. То есть, мама платила налоги стране и мои комсомольские взносы. Вожаков ВЛКСМ это обстоятельство не смущало.
Никому и в голову не приходило, не платить взносов – советских школьников и их родителей с рождения приучали к добровольно принудительным поборам.
- Сегодня я раздам вам марки Красного креста, - ставила нас в известность класнуха, - завтра принесете по 10 копеек.
И мы несли. 140 млн граждан, по десять копеек.
***
Оплачивать самостоятельно комсомольские взносы я стал только после школы.
1985 год, организация с феерическим названием Главсредволговодстрой. В одиннадцати этажном главке я работал в подвале, плотником. Первая зарплата - 132 рубля.
Комсомольские взносы – один рубль тридцать две копейки. Взносы вычитались с начисленной суммы, а не с той, которую выдавали на руки. Плюс подоходный налог. Плюс налог за бездетность. Не слышал про такой? Это почти, как налог на бороду при Петре I или при Сталине налог на плодовые деревья или швейные машинки – есть в хозяйстве яблоня-вишня, есть швейная машинка? – плати!
Моя бабушка платила.
В 17 лет детей у меня не было, и я платил государству за то, что их не было. Сколько платил, не помню. Помню отлично, на руки мне выдали 115 рублей. Первая взрослая зарплата!
По пути домой завернул в павильон радиоэлектроники. Просто посмотреть. В павильоне как раз «выбросили» стерео колонки «Радиотехника» рижского производства. Номинальная мощность 15 ватт. Выглядели колонки фантастически, звучали еще лучше. Стоили колонки 115 рублей.
Первую зарплату до дома я не донёс.
***
В июне 1986-го был призван в армию. Зарплата у рядового срочной службы была пять рублей. Комсомольские взносы – две копейки. Оставшейся суммы хватало на нечастые походы в чайник или чипок – так называлось солдатское кафе на территории части.
Ни до армии, ни в армии я не курил и пяти рублей лично мне хватало.
***
Через год присвоили ефрейтора. Знаю, знаю – лучше иметь дочь проститутку, чем сына ефрейтора.
Было дело так.
- Ты назначаешься на должность командира взвода передвижной радиостанции, - на этом месте замполит роты сделал многозначительную паузу, - В твоём распоряжении будут пять бойцов. О каждом будешь докладывать мне лично. Лучше письменно.
- Это приказ?
- Поручение.
- Комсомольское?
- …!
Стучать на подчиненных не стал. Стал ефрейтором. Но должность была сержантская, и государство исправно платило мне за ответственность ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ. А комсомольские взносы остались на солдатском уровне – две копейки. Коммунизм.
За неисполнение приказа ротного замполита отсидел трое суток на гауптвахте.
***
Перед дембелем мне выдали характеристику: «За период службы зарекомендовал себя дисциплинированным и исполнительным комсомольцем, постоянно повышающим свой идейно-политический уровень. К служебным обязанностям относился хорошо, постоянно повышал свой профессионально-технический уровень»…
В комсомольской характеристике указали даже то, что я хорошо играю на гитаре и, конечно же про то, что я морально устойчив.
Дважды в армии я пытался стать морально неустойчивым, но на дембель ушел девственником.
Наверстал потом.
***
Комсомольская характеристика подписана замполитом части майором Коломейцевым и скреплена печатью в/ч №65222.
Про майора Коломейцева отчетливо помню, как он грозил трибуналом моему другу за то, что тот вёл конспект политзанятий на английском языке. Друг пытался не забыть язык за два года службы. Трибунал мог увеличить срок службы года на три. В дисбате.
Замполит ограничил наказание строгим выговором с занесением в личное дело.
***
Если верить записям в комсомольском билете, взносы с меня перестали брать в феврале 1990-го. Странно. СССР не стало в 91-м. Объяснить отсутствие финансовых записей в билете могу только бардаком, который разразился в стране победившей "демократии". Комсомольские вожаки становились бизнесменами и бандитами. Вожакам было не до взносов.
Про комсомол больше ничего не помню.
|
</> |