рейтинг блогов

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии

топ 100 блогов andrej_kraft01.07.2021 Коллеги из блога Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии bmpd уже рассказали о победе F-35 в швейцарском истребительном тендере. Выбор явно был непростым, судя по недельной задержке с официальным сообщением. Ну, а так вроде всё у них правильно, только есть одно дополнение:

>>> Стоимость жизненного цикла 36 самолетов F-35A на протяжении планируемого 30-летнего срока службы в ВВС Швецарии оценена в 15,5 млрд франков, что на 2 млрд меньше, чем у следующего по стоимости предложения.

<<< Надо добавить: Среди прочего, это обеспечивают высокие характеристики современного тренажерного комплекса, которые позволяют сократить количество летных часов на 20 процентов по сравнению с конкурентами.

Давайте воспользуемся любезностью пресс-службы ВВС Норвегии и заглянем внутрь аналогичного объекта, построенного на авиабазе Эрланн (Ørland). Остальные пользователи F-35 не особо торопятся приподнимать плотную завесу секретности.

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 01
Здесь норвежские пилоты F-35 тренируются для участия в самых экстремальных воздушных операциях © Eirik Helland Urke



(по ссылке - расширенное видео на сайте TU, дополненное новыми изображениями из симулятора)


Представители норвежского издания Teknisk Ukeblad стали первыми журналистами в новом тренажерном комплексе для F-35 на АвБ Эрланн. Путь глубоко внутрь строго охраняемой зоны преграждает множество дверей с электронными замками, при входе пришлось оставить все личные электронные гаджеты, а на руки им выдали небольшую компактную камеру, предварительно прошедшую строгие проверки безопасности и допущенную к съемке в этом месте. При входе в зал динамики громко оповещают персонал, что в зоне находятся неопознанные люди.

У тренажера-симулятора не только внешне такая же кабина, что и в реальном F-35. Система имитирует все те же характеристики и использует одинаковое программное обеспечение. Поэтому и требования секретности для самолетов и тренажеров аналогичные. По случаю визита журналистов перед их приходом с экранов симулятора удалили всю секретную информацию, а персонал был проинструктирован не афишировать свои личности.

Комплекс размещен на Эрланне в отдельном здании, где базируется так называемая эскадрилья тестирования, тренировок и тактики TTT-skvadronen (Testing, Trening og Taktikk). Внутри здания в двух смежных залах зеркально друг к другу размещены восемь тренажеров-симуляторов F-35. Все они связаны между собой и с инструктором, чтобы подготовка была максимально реалистичной.

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 02 Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 03
© Eirik Helland Urke

Тумблер тормозного парашюта слева вверху приборной панели в кабине и соответствующее его выпуску изменение в базовом ПО – единственные отличия норвежских симуляторов от стандартных тренажеров для остальных пользователей F-35.

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 04 Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 05
© Eirik Helland Urke

Перед стартом пилот садится в кресло тренажера и надевает шлем. Он не такой же, как в кабине реального самолета, но внешне и внутри полностью его имитирует, включая визуальную информацию. Пилот поднимает большой палец вверх: "Готов!" – и макет кабины с креслом, медленно скользя, въезжает под купол симулятора.

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 06 Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 07
Пилот сидит внутри купола, полностью закрытый проекционными экранами © Eirik Helland Urke

Для отображения симулированной виртуальной реальности внутри специально сконструированного купола установлены 25 проектора, обеспечивая пилоту максимальное подобие нахождения в физической кабине.

В отличие от наиболее продвинутых и реалистичных моделей полетных симуляторов, тренажеры F-35 неподвижны. Посчитали, что это нужно только для тренировок маневренного воздушного боя, а в остальных случаях более важно то, что происходит на экранах, поэтому будет достаточно одних визуальных эффектов. Заодно дешевле вышло, хотя всё равно комплекс обошелся заказчику почти в такую же стоимость, как один полноценный истребитель F-35.

Но и без имитации динамики неподготовленным зрителям в лице журналистов оказалось достаточно нескольких минут наблюдения за обстановкой на экранах симулятора, чтобы у них начала кружиться голова. Реализм графики впечатляет. Конечно, у пилотов получается лучше, головы у них не кружатся. Но и они быстро погружаются в виртуальную реальность, созданную в симуляторе.

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 08 Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 09
© Eirik Helland Urke

В симуляторы на Эрланне загружаются норвежские картографические данные с различным разрешением. В настоящее время доступны четыре области Норвегии с максимально высоким разрешением, включая область вокруг Бýдё. Во время посещения симулятора журналистам показали только несекретную короткую демо-версию из Флориды в США.

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 10 Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 01
© Eirik Helland Urke

Инструктор извне может следить за всем сценарием и при необходимости влиять на ход событий в процессе. Однако, как правило, инструктор не дает много инструкций в ходе полета, чтобы не отвлекать пилота от решения поставленных задач. Его время приходит после завершения учебного полета, за которым обычно следует его разбор и подведение итогов, когда пилот вместе с инструктором просматривает миссию. В отдельном зале можно воспроизвести всю сессию или какую-то ее часть на видео со всех экранов симулятора. Такой разбор может занять несколько часов и является важной частью учебного процесса.

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 11 Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 12
© Eirik Helland Urke

Для работы каждого симулятора используется от 60 до 70 компьютеров. С момента включения питания в начале рабочего дня утром проходит около часа, прежде чем симулятор будет готов загрузить текущее задание.

Основные обновления ПО симуляторов теперь производятся несколько раз в год, примерно в то же время, что и на физических самолетах. Однако в дальнейшем планируется, что в этом процессе симуляторы будут немного опережать самолеты, чтобы пилоты заблаговременно прошли переучивание на новое ПО, прежде чем впервые использовать его в воздухе.

Несомненная сложность тренажерного комплекса требует для работы с ним множества технических специалистов. Ожидается, что параллельно с прибытием из США новых самолетов в 2020 году их количество в Эрланне увеличится вдвое и составит 12-13 человек.

Есть несколько причин, по которым использование симуляторов сейчас значительно увеличивается по сравнению с тем, к чему привыкли раньше на F-16. Наиболее очевидная причина в том, что пилот в самолете всегда один – у F-35 нет двухместного варианта, и невозможно подняться в воздух с инструкторов в задней кабине. Кроме того, использование тренажеров обеспечивает значительную экономию затрат при сравнении летного часа фактического и виртуального полета. Также это позволяет более эффективно использовать рабочее время пилотов. Летчик-истребитель должен тренироваться очень много и часто, в то время как F-35 должен выполнять гораздо больше ролей, чем F-16 сегодня. Использование тренажера делает это возможным без слишком большой нагрузки на пилотов.

И наконец, есть много типов операций, которые вы не хотите практиковать в воздухе в мирное время, потому что они сопряжены с большим риском или имеют высокую степень секретности, а вы не горите желанием раскрывать свои планы перед наблюдателями потенциального противника. Симулятор решает эти задачи в ходе массовой подготовки пилотов.

Новый тренажерный комплекс уже отлично зарекомендовал себя на Эрланне, но его потенциал в будущем намного больше. На данный момент все тренажеры объединены в закрытую сеть, что упрощает контроль безопасности. Следующим шагом является подключение к внешней закрытой сети, чтобы с Эрланна можно было взаимодействовать со смежными симуляционными системами вооруженных сил.

В первую очередь речь идет о тренажере передовых авианаводчиков в Рене:

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 13 Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии 14

…но о нем мы более подробно поговорим как-нибудь в другой раз, а пока небольшая презентация:



В конце концов, другие норвежские подразделения также смогут различными способами подключаться к моделированию, чтобы поддерживать все более комплексные сценарии. В итоге получится то, что называется концепцией LVC (live, virtual and constructive – живой, виртуальный и конструктивный), когда физические машины могут работать в почти полноценном взаимодействии с виртуальными. Тогда и физические, и виртуальные самолеты появятся на экранах друг друга и будут вести себя одинаково - независимо от того, сидите ли вы в кабине симулятора или в реальной машине. Виртуальные самолеты и объекты сначала будут управляться людьми в симуляторе, но в конечном итоге также будут управляться чистыми компьютерами.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
погода сегодня такая была, что остановиться невозможно, поэтому instagram png люди гуляют, кто в шубе, кто в футболке - плюс пятнадцать в ноябре
Сразу после рождения москвича сажают в манежик, решетки которого сделаны из одних только запретов. Чтобы малыш поскорее привык к жестокости этого мира. Привыкнув, девятимесячный карапуз взламывает все запреты и выходит из манежа в большой мир. ...
Небольшая серия фотографий, сделанных американскими военнослужащими на позиции немецких противотанкистов; Германия; февраль 1945-го года В качестве вооружения на позиции были размещены танковые орудия 88 mm KwK 43 L/71, смонтированные на полевом лафете ...
Пинетки Метки: вязание крючком ...
Можно ли сказать наконец, что "бархатный" нацистский переворот в соседнем государстве провалился? Как оказалось, власти достаточно проявить выдержку. Чего не случилось, скажем, в феврале 1917-го, в августе 1991-го, в октябре ...