Коломна. Брусенский монастырь
raven_yellow — 21.08.2016 Царь Иван Грозный, как и все его предки со времён Дмитрия Донского, вместе с великокняжеским званием унаследовал в вотчины Коломну, куда приезжал довольно часто для отдыха от царских трудов и для всяческих немудреных забав: охоты, пиршеств и распития анисовой.Наверно, из суеверного страха перед очередным походом на Казань (все предыдущие не были успешны), царь скопировал действия своего предка Дмитрия Донского, и перед тем, как идти на Казань, царь молился в Коломне и дал обет в случае победы выстроить здесь монастырь.
Удача улыбнулась Иоанну Васильевичу: Казань он успешно взял. Решающая битва состоялась в праздник Успения Божией Матери, и по возвращении из похода он заложил одноимённую обитель в Коломенском кремле.
Так, спустя почти 200 лет после возникновения за рекой Бобренева монастыря в честь первой победы над ордынцами, появилась Успенская обитель - памятник окончательного торжества над остатками врага и становления русской государственности. В честь той же победы в Москве строится Покровский собор, так называемый храм Василия Блаженного.
Изначально монастырь был мужским, а его первые насельники - бывшие участники Казанского похода (не перевёлся тогда ещё благочестивый обычай воинов заканчивать свою жизнь иноками - в благодарность Богу за то, что уцелели в битвах, и чтобы замолить грехи совершённых убийств, пусть и вынужденных).
Посреди обители поставили шатровый Успенский храм, единственное тогда каменное строение в обители. Все остальные постройки: кельи, ограда - были деревянные, из бруса, оттого монастырь и получил своё второе название - Брусенский.
После явления чудотворной иконы Казанской Божией Матери первый список, сделанный с неё, отправили сюда. А вот знаменитую Донскую икону, написанную самим Феофаном Греком, царь увёз из Коломны в Москву. Именно этим «святотатством» (буквально - кражей святыни) объясняют местные народные предания последующее духовное падение царя Иоанна, быстрое оскудение его рода, после которого страна на долгое время была ввергнута в пучину Смуты.
По прошествии Смутного времени монастырь, на некоторое время запустевший, возродился уже как девичий. Расположенный в центре большого торгового города, близ дорог, монастырь стал одним из самых посещаемых. Со всех сторон стекались сюда богомольцы - отстоять службу в красивом храме, поклониться Казанскому образу Пречистой.
В 1818 году обитель купила у города сильно обветшавшую Ивановскую проездную башню. Именно из кирпича этой башни в 1820-е годы была построена монастырская ограда с четырьмя башнями, которые венчали трубящие Ангелы, по проекту М. Ф. Казакова в стиле русской готики.
Стройны и выразительны высокие кирпичные башни с белокаменными поясами, стрельчатыми арками и звёздами. Примечательно, что ни одна башня в точности не повторяет другую.
Период с 1848 по 1873 год - особый в жизни Брусенской обители. В это время настоятельницей её стала известная игуменья Олимпиада - ставленница митрополита Филарета. Происходила она из богатой семьи, получила хорошее образование, за что немало претерпела в начале своего монашеского пути: её считали «слишком дерзкой».
Главным рукотворным памятником Олимпиаде стал величественный Крестовоздвиженский собор. Сам из красного кирпича, с резными белокаменными деталями, красивой лестницей из белого камня. Высоко над монастырской оградой вознёс он свои пять глав, увенчанных шатрами, преобразив не только облик обители, но и всего кремля.
|
</> |