Колокольцовские или мерлинские шали 19 века.
selyanka1 — 09.11.2023
Мода на шали в начале XIX века была тесно связана с античными
мотивами в костюме, когда туники из лёгких, полупрозрачных тканей
были единственной одеждой светских красавиц, уподоблявших себя
античным статуям. Однако ампирные туалеты при всей их
привлекательной лёгкости и прозрачности были ещё и очень холодными!
А климат всё-таки отличался от климата Древней Греции. Врачи
умоляли запретить эту моду, напоминая, сколько хорошеньких ветрениц
умерло из-за неё от простуды. Однако женщины, не желавшие
расставаться с обольстительными нарядами, предпочли решить проблему
проще и стали греться с помощью новинки — тёплых шалей.
Первой мануфактурой, занимавшейся
кашемиром в России,
считается основанное в 1800 году на нижегородчине (д. Скородумовка)
предприятие с крепостными Надежды Аполлоновны Мерлиной, урождённой
Колокольцoвой (ум. 15 мая 1843). С 1800 по 1834 гг. мануфактура
находилась в ее имении в Нижегородской губернии, с 1835 года - в
имении в Рязанской губернии. Два её брата, Григорий и Дмитрий
Колокольцовы, тоже занимались производством в своих имениях в
Саратовской и Пензенской губерниях. Поэтому шали называют также
колокольцовскими.
Слева - шаль, Россия, 1820-е. Справа И. Смирновский
"Портрет неизвестной в белом платье" 1820 г. Из коллекции
Государственного Русского музея
У европейских шалей изнанка была некрасивая, почти махровая, а
рисунок на лицевой и изнаночной стороне отличался, как позитив и
негатив. Сами изделия были тяжеловатыми. Русские же выглядели очень
аккуратно, кроме того, были наилегчайшими. Ткали их особыми
челночками, похожими, скорее, на тоненькие коклюшки, почти
иголочки. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего
ткачества, то есть шали не имели изнанки и их можно было носить на
обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских
странах.

Индийское ткачество шали. Примерно так же ткали русские
ткачихи в XIX веке.
Шаль с таким узором можно было складывать по диагонали, так,
чтобы один из углов нависал над другим; это позволяло любоваться
красотой узора, если можно так выразиться, в двойном
экземпляре.
Русские газеты и журналы рекламировали шали в течение
нескольких десятилетий:
"Кашмирские шали, квадратные или шарфообразные в большой моде.
Цвет последних белый или пёстрый; но края всегда бывают
превосходной работы. Такая шаль видом похожа на шёлковую, но легче
и делается из драгоценной шерсти тибетских коз"

Шарф двусторонний 1820-е гг. Фон и узор вытканы цветной
шерстью. Нижегородская губ. 56 Х 251 см.
Надежда Аполлоновна была новатором даже в таком простом на
первый взгляд деле, как расчёсывание шерсти. Она поняла, что нужен
очень крепкий гребень, крепче обычных, в мелких трещинках на зубьях
которых застревала тончайшая драгоценная шерсть. Для нее сделали
гребни из слоновых бивней.
Использовались на её мануфактуре и металлические гребни. Их
длинные круглые зубья нагревали, опускали в горячее же деревянное
масло и только потом чесали пух.

Слева: 'Колокольцовский' шарф (фрагмент). 1820-е годы.
Нижегородская губерния. Мастерская Н. А. Мерлиной. Шерсть.
Ткачество (265 х 53). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Справа: Шаль начала ХИХ века. Мануфактура "Надежда Мерлина ",
Россия. Метрополитен музей, США.
Ткали шали из тончайшей пряжи, для которой годился
лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13
граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной
километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь.
Особенностью шалей Мерлиной было то, что их собирали из
нескольких кусков, сотканных отдельно. То ли это было нужно из-за
узости ткацких станов, то ли для увеличения скорости работы — за
день ткачихи успевали выткать пять миллиметров полотна,
полсантиметра. Но факт есть: куски шали сшивали тончайшими иглами,
пряча шов в рисунке. И эти соединительные швы так же
невозможно разглядеть, как и соединения нитей на изнанке. Да,
даже в лупу.
За год в мастерских выпускалось примерно 16 шалей. Каждую
шаль, имевшую десятки оттенков, две мастерицы ткали от полутора до
двух лет
Шаль, 1820-е, Россия. Шерсть, двустороннее ткачество. Кайма на
одной из "колокольцевских" шалей, где восточный "огурец", если
присмотреться, состоит из таких нам знакомых, уже ставших
классическими, "русских" цветочков.
Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две
мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого
состояния — до 12 тысяч рублей.
Пара фрагментов из воспоминаний князя Долгорукого:
"У неё отличная фабрика шалевая, их ткут особенным манером.
Они во всей России известны, их славят даже в столицах, и они до
того громки и ценны, что некто Коленкур, французский посланник у
Двора Российского, торговал на её фабрике превосходной работы шаль,
будто бы для жены Наполеона, и давал за нее 10 тысяч, но госпожа
Мерлина, как патриотка, не захотела выпустить в чужое государство
домашнего сего изделия".
Цена на особо ценную шаль Мерлиной достигла 35 тысяч! В то
время можно было за 1200 купить деревеньку с крепостными...

Шаль. Первая половина XIX в.
И вот как о тех же крепостных мастерах рассуждает князь
Долгорукий:
"Не знаю, весело ли тем, кои вырабатывают шали и платки, но
знаю, что любо смотреть на их труды. Какое мягкое полотно! Какие
живые краски! Какие замысловатые узоры: всё в совершенстве. И после
скажут в Париже, что мы дики, необразованы, а в Лондоне, что у нас
нет ума изобретательного, нет искусства!
Оставьте нас как мы есть, господа иностранцы! Мы, право, вам
ни в чем не уступим: у нас руки гибкие, земля богатая, народ
покорный: чего с этим не выдумаешь? Было бы кому налаживать добрую
волю".
Международная слава русских кашмирских шалей началась с первой
Всемирной промышленной, выставки в Лондоне (1851). В подтверждение
высочайших достоинств шали эти маркировали двуглавым орлом - право,
дарованное немногим промышленникам.
Шаль. Первая половина XIX в. Вглядитесь в уголок этой шали. Там
стоят инициалы, равные знаку качества: "НМ" - Надежда
Мерлина.
Большинство портретов аристократок первой половины XIX века
обязательно дополнялись шалью, которая становится статусным
предметом гардероба — показателем богатства и высокого положения в
обществе.
Ризенер Анри-Франсуа Портрет Жозефины Фридерикс с сыном, Павлом
Константиновичем Александровым. около 1815 г. Фаворитка
великого князя Константина Павловича, которая родила ему сына,
получившего имя в честь деда, а фамилию в честь крестного отца,
Александра I.