Колокольчик


Мне всегда было интересно, взять и перенестись в Европу сороковых годов прошлого века, посмотреть с высоты птичьего полета на расцветающую Германию, а потом стать невидимкой, посмотреть как жили простые, ничем не примечательные , не выдающиеся немцы.
Думаю на фоне "великих свершений" , "возрождения, воссоединения немецкой нации" и "присоединения исконно немецких земель" в обществе того времени в Германии царил необычайный подъем. В том числе и патриотизма. Думаю что общество было просто наэлектризовано им и политизировано до самой высшей точки.
Потому что пережив поражение и позор первой мировой войны,в стране нашелся действительно тот человек, который изыскал возможность, выбрал вектор , направление и повел нацию за собой, как им казалось к величайшим свершениям и победам.
А за чей счет реализовались эти свершения и победы, обществу по большому счету было неважно.наплевать, оно считало себя правым абсолютно во всем. а если не правым, то по праву сильнейшего. Оно не проводило параллели о всеобщей ответственности за то что Германия вытворяла с другими странами и нациями. Не нравится-растоптать и развеять в пыль. Право сильнейшего.
И тогда им наверно думалось, что по этому праву им можно все.
Абсолютно все.
Простому человеку, простому немецкому Хансу, после той нищеты, много ли было надо - стабильная работа , какой никакой доход, жена, смотрящая влюбленным взглядом на мужа, приносящего в дом "добычу" и возможность иметь свое жилье, обеспечивать своих детей и радовать близких.
Какая разница какому нибудь бюргеру откуда и каким образом происходит присоединение земель, раз от этого в его большой семье появился какой-никакой достаток и спокойствие, уверенность в завтрашнем дне.
Столь ли было важно какому нибудь банковскому клерку, или конторскому служащему,что в тот момент, когда он приходя домой ,целует своих детей, обнимает жену, сидит за вечерним ужином при свечах во главе всего улыбающегося большого, или не большого, неважно, семейства, в тот же самый момент его страна убивает людей, сжигая их в печах как ветошь, травит газом , считая их, людей, не более чем крысами, сжигает деревни с мирными жителями, согнав их в самый большой амбар и облив керосином.
Интересно, думали ли они о аморальности , о безумии той идеи, которая целиком и полностью поглотила всю страну в каком то припадке, танце безумия?
Может быть эта мысль проглядывала где то на горизонте сознания...где то там, далеко...маленький, маленький колокольчик изредка позванивал, вещая о суровом будущем, большой беде и ужасной расплате, которая затронет несколько поколений сегодня таких счастливых, уверенных в себе, в своей национальной идее немцев?
Думаю если они и задумывались на какой то миг о возможной расплате за то что вытворял их бессменный и бесноватый вождь, то надежда на самую сильную, непобедимую, оснащенную на тот момент по последнему слову техники армию, сильно перевешивала все моральные аспекты и тихий звон того самого маленького колокольчика в их головах, предвещавшего о большой беде.
Тем более мирные люди никогда не державшие в руках оружия, никогда не чувствовавшие аммиачного запаха сгоревшего пороха, не знающие, не видевшие всего того, что всегда окружает большую войну, наверное старались о ней не задумываться.
Потому что война, она как бы была где то далеко, где то там, за много много километров, а тут , в родной стране, они видели лишь пастораль гражданской жизни, великие свершения и слушали голоса дикторов немецкого радио ,наполненных великим оптимизмом.
Если и что то возникало в головах, то эти головы возможно быстро остужали превентивные аресты инакомыслящих и голос диктора, такой веселый и уверенный, голос сильной нации.
Успокаивало наверно и то, что они не брали оружия в руки,сами не убивали людей, на мучили в концлагерях, это право было предоставлено военным, полиции и секретным службам.
Кто же мог допустить даже мысль, что платить по счетам придется исключительно всем.
Несмотря на то что у них тоже были какие то наверно свои немецкие скрепы и особая, своя, немецкая духовность.
А колокольчик звенел...
|
</> |