Количество

Один из моих постов, а именно «Я говорю только по-русски» вызвал вполне предсказуемую реакцию. Я заметил, что точное количество этнических русских, в годы Второй Мировой войны служивших и воевавших на стороне нацистской Германии, назвать трудно, но речь идёт о сотнях тысяч. За эту фразу уцепились некотрые комментаторы. Вроде бы количество завышено. Нет, не завышено. Скорее, наоборот. Обычно цифры варьируются от 250 000, до 500 000. Почему такой разброс? Попробую пояснить на примере издававшейся в СССР литературы. Там иногда попадалась интересная информация. Скорее всего, по недосмотру.
В 1962 году издательством «Молодая Гвардия» была опубликована книга «В маленьком городе Лиде», авторы В.А.Ампилов и В.В.Смирнов. Лида — город на западе Беларуси, сейчас отнюдь не маленький. Книга интересная, в документально-приключенческом ключе. Главный герой, инженер Роберт Сосновский, по заданию партизанского командования, устраивается на работу в паровозное депо и начинает вредить гадам. Собственно немцев там было не так уж много, окупационный режим поддерживал батальон охраны. Немцы такие батальоны формировали на всей оккупированной территории по национальному признаку. Эстонские, литовские, белорусские, украинские, русские и т.д. Так вот, когда Сосновский устаивался на работу, с ним вёл беседу начальник депо, немец, за спиной шефа стола личночть в немецком офицерском мундире без погон. Позже Сосновский узнал, что это командир охранников. Заодно выяснил про критерии отбора на службу. Командир, в книге его зовут Сашка, задаёт один вопрос — как по-украински «март» или «февраль», могут быть другие месяцы. Ответил правильно — считай,принят. Сосновского Сашка спросил про февраль. Услышав «лютый», тут же предложил идти к нему, заодно сообщив, что у него на складе есть комплекты обмундирования советского комсостава. Галифе синей диагонали с красным кантом по шву — красота. Сосновский не соблазнился, у него были другие цели.
Тут впору вспомнить старый, так называемый, одесский анекдот. «Изя, я слышал ты поступил в негритянский оркестр? Да, устроился. И много вас там таких негров? Да только я и Рабинович, остальные все евреи.» Да, и много их было, таких «украинцев»? То, что русские записывались в охранные батальоны, называя себя украинцами, упоминается в исторической литературе. Сколько их было — сто, тысяча, десять тысяч — кто знает. Не так давно появилась информация, что в окружённой армии Паулюса было до 50 000 русских. Едва ли кто-то из них уцелел.
По поводу украинцев. Есть такая книга «Это было под Ровно», издавалась в расширенном варианте под названием «Сильные духом». Автор полковник Герой Советского Союза Дмитрий Николаевич Медведев. Есть экранизации. Экранизации мне не понравились, читал три разных издания — книга лучше. Так вот, в одном из изданий есть такой момент. Отряд Медведева, по сути ДРГ ГРУ, действует на западе Украины. Медведев знал, что не все украинские националисты сотрудничают с немцами, есть такие, которые с немцами сражаются в своих партизанских отрядах. Медведев вступил с ними в контакт на предмет совместной борьбы. Надо было оценить их боевую ценность. По результатам встречи нашёл, что боевая ценность не высока, крестьянские парни, не имеющие никакой военной подготвки. Медведев в книге отзывается о них откровенно издевательски. Ещё бы — он-то возглавлял спецотряд ГРУ!
Когда Н.И.Кузнецов совершил свою первую акцию в Ровно, убив генерала Ганса Геля и его адъютанта, то на месте проведённого спецмероприятия он «обронил» бумажник, содержимое котрого свидетельствовало что этот и все последующие акты — дело рук украинских националистов. Разумеется, немцы отреагировали. Не можешь использовать — ликвидируй.
Надо читать старые книги. Желательно разных лет издания. Книги вообще читать полезно. Разумеется, обдумывая прочитанное.
|
</> |