КОЛЕСО. Нет ничего проще?
vaduhan_08 — 14.04.2015 Я потерял последний стыд, я замахнулся на святое, на КОЛЕСО! История колеса теряется в глубокой древности.... как водится, еще в древнем египте не просто пользовались колесом, а скакали на боевых колесницах! Вавилон, древний Шумер, естественно древнейший Китай все скакали на колесницах! На боевых колесницах!Вопрос из школьного учебника... ответ на него такой - потому что у богатеньких египтянов были подшипники! Я не шучу!
Что такое колесо? Все знают конечно...мальчишка, который палочкой гоняет кольцо от бочки, или бревна которые подкладывали под тяжести при из перемещении - это не колесо! Вопрос настолько простой, что он ставит в тупик как вопрос взрослого дяди к взрослой тете от куда дети берутся. Тот кто задается таким вопросом вызывает сомнения в умственной полноценности... этот вопрос табу!
На самом деле колесо это высоко технологичное изделие гораздо сложнее лопаты или пилы, потому что колес как минимум два и они должны образовывать колесную пару! У вас был велосипед, знаете почему колесо крутится? Так вот колеса в телеге еще сложнее потому что два колеса надеты на одну ось! Колеса должны быть одинаковые по диаметру, по весу и они должны быть сбалансированы! Вот вы когда меняете колеса своей машины и проходите балансировку не задумываетесь для чего, да? Ну что голова включилась? Способны воспринимать информацию про колеса? Ну а теперь посмотрим на Египетские колеса фараонов.
РИС.1
РИС.2
Я бы на такую повозку не сел - убъешся через 100 метров! В этом сарае небогатого египтянина не колеса, а поделки школьного урока труда - там нет ни одного одинакового колеса! Вы себе к машине почему не покупаете колеса разного диаметра? Почему диски надо править когда они погнулись? Потому что все начинает бить и колотиться и разваливается! Причем заметьте, я не говорю о материале, может они и титановые, но это не колеса!
Ну ладно, теперь о главном! Вот представим себе, что на станке с ЧПУ мы выточили два совершенно одинаковых колеса из эбенового дерева, выточили ось на токарном станке и одели колеса на ось, а сверху поставили телегу, ну не телегу, а легкую, из титановых сплавов повозку боевую. Нам рессоры не нужны у нас ноги боевые выдержат! Все, поехали..... опаньки, а колеса то загорелись, что такое? А потому что без подшипников это не езда, а добывание огня! Понятно о чем я? Если дерево тереть о дерево, даже металл о металл то это все сильно нагревается а при нагревании расширяется и еще сильнее трется друг о друга, ну если кони сильные! Короче говоря нужны подшипники и то место в колесе где ось вставляется в колесо называется ступица! Когда вы учились на вождение то мат часть естественно не проходили и что такое ступица современного колеса не знаете.... я покажу, как выглядит ступица простой деревенской телеги!
РИС.3
РИС.4
РИС.5
То есть колесо на ось, как бублик на палец не оденешь - нужна ступица и она кстати есть на "древних" повозках фараонов. То что вы видите на этих фото, не древние телеги из музея - это современные деревенские телеги, которые производит до сих пор! Если при раскопках какого нибудь "древнейшего" засыпанного песками городища находит такое колесо - это не значит что город древний, просто туда внуки на каникулы на машинах не приехали! Повезло им!
Но ступица еще не все, в ступице главное подшипник! Это такое устройство которое уменьшает трение между деталями.
РИС.6
РИС.7
В зазор между валом и корпусом подшипника заливают смазку, раньше заливали деготь, сало. Это называется подшипник скольжения, он вполне может обеспечить некоторое движение но до тех пор пока в подшипнике смазка и движение не быстрое... то есть как раз для деревенской телеги, медленно с чувством и расстановкой! Официально подшипники скольжения существуют с древних времен! А знаете почему, а потому, что египет древний и там рассекали все кому не лень на боевых колесницах, логика простая. Но как бы в тоже время подшипники скольжения широкое распространение в современном виде - а это все таки металл, а не дерево, получили в конце 18 века. Но тут опять... потому что есть телега на которой Петр первый ездил, тот который на коне скакал без седла и стремян! Карета была, а стремян не было, покрайней мере так он изображен на своем главном памятнике - "медный всадник".
Вот карета Петра первого в Архангельске, судя по всему, ее двойник лежит в Египте в музее фараона! Хотя судя по рессорам очень сомнительно - из какой стали делали рессоры в 18 веке? Кованные рессоры это еще тот вопрос!
Ну а что бы быстро ездить хотябы так же быстро как велосипед нужны уже другие подшипники - качения, например шарикоподшипники!
А станок для формирования шариков придуман только в начале 19 века!
|
</> |