Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

топ 100 блогов varandej30.07.2011 Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

В самом северо-западном углу России, на границе с Норвегией, лежит земля Печенга, у финнов известная как Петсамо. Не слишком известный факт, но в 1920-44 годах Финляндия имела выход к Баренцеву морю, и с 1930-х годов вела в своём Заполярье разработку никеля. После Великой Отечественной (не советско-финской!) Печенга отошла к Советскому Союзу, который продолжил разработку месторождений. Так сложился "Малый Норильск" в Мурманской области - города Заполярный и Никель, к которым от Мурманска в 1957-61 годах была построена самая северная в мире железная дорога.

Точнее, она перестала быть таковой буквально в последние годы - и не потому, что разобрали ветку к порту Лиинахамари, а потому, что на Ямале газовики построили линию Обская-Бованенково - еще дальше на север. Кроме того, знаменитая Норильская железная дорога проходит примерно на тех же широтах, но всё же на несколько минут южнее. А на Шпицбергене есть шахтная узкоколейка с наземным участком. Так что можно ли считать Печенгскую дорогу самой северной в мире - это ещё вопрос, но на перечисленных линиях нет общедоступных пассажирских поездов. Так что дизель из трёх вагонов, ежедневно отходящий из Мурманска в 15:05 - пока ещё самый северный в мире пассажирский поезд.
На нём и поедем.

Надо сказать, билет на это поезд (по статусу - пригородный) купить не так-то просто. Нет-нет, никаких запретов - просто все, от маршруточников до вокзальных кассиров, будут Вас отговаривать. Ведь до Заполярного маршрутка идёт 2,5 часа. автобус - 3,5, а поезд - более 7 часов. Цена, правда, пропорциональна, причём обратно пропорциональна - 140 рублей против 350 на маршрутку. Но даже несмотря на это, поезд ходит пустым - до Заполярного, включая меня, доехало два пассажира, а дальше в Никель состав вез только проводников. Основной контингент - рыбаки, дачники и солдаты, почти все сходят на промежуточных станциях. Иначе бывает зимой, когда пурга на несколько дней заметает автодорогу. В составе три вагона - почтово-багажный, общий и сидячий.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Мурманска остаётся позади. Если кто не знает, зелёное здание с куполом - это и есть вокзал, вписанный в склон горы. За вокзалом - Храм Спаса-на-Водах и мемориальный маяк в честь погибших на море в мирное время. По другую сторону путей - порт, виды на который я уже немного показывал здесь и здесь. Этот порт, тянущийся вдоль железной дороги - первое и едва ли не самое яркое впечатление Мурманска. Но сейчас его фотографии выкладывать не буду - не о том речь, тем более что мы пока ещё едем по магистрали.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Первая остановка - Кола в 12км от вокзала. Этот древний поморский городок вплотную примыкает к Мурманску с юга, и здесь находится огромная грузовая станция, фактически мурманская сортировка. Её я уже показывал в посте о городе, опять же здесь мы останавливаться не будем.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Но через несколько минут после Колы, ещё в черте города, наступает эпический момент - дорога разветвляется. С автодороги это хорошо видно - на заднем плане Мурманск, Горелая сопка (258м), мост через Кольский залив, трубы ТЭЦ, а ближе... Линия Мурманск-Петербург - капитальная, на хорошо заметной насыпи, со столбами электрификации; линия Кола-Никель - больше похожа на подъездные пути предприятий. Да это в сущности и есть подъездной путь - просто до завода более 200 километров.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Линия пересекает реку Колу и идёт по городу.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

У неё нет ни насыпи, ни заграждений - например, можно ли понять, что этот кадр снят из вагонного окна? Ведь серое здание справа - администрация Колы:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Рельсы пересекают центральную площадь, поезд проходит прямо по задворкам универмага, как трамвай. Жаль, не догадался в другой день подъехать сюда к его прибытию. Для полноты картины не хватает только остановочного пункта Кола-Площадь, чтобы пассажиры ждали поезда на автобусной остановке.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Дальше идём вдоль Туломы. Да, это уже не залив, а река - хотя она по расходу воды в 5 раз уступает Оке, шириной в низовьях превосходит Волгу. В устье - внезапно сужается, и там перекинут "сталинский" мост в правой части кадра:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Следующая остановка - Мурмаши, посёлок при ГЭС, построенный в 1934-38 годах и отличающийся крайне необычной архитектурой. О нём также есть отдельный пост. С поезда - лучшие виды на ГЭС, а сама станция на фоне всего, что будет дальше, выделяется капитальностью. Рискну предположить, что она изначально строилась как тупиковая в 1930-е годы.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Вокзал и его окрестности, а также виды с поезда в черте города я показывал в посте про Мурмаши. Ещё на пару сотен метров от вокзала тянутся вот такие вот деревянные склады, около которых знающие люди наверняка приметят кое-что интересное:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

А именно - ручные стрелки. На большей части Российских Железных Дорог стрелки давно уже переводятся нажатием кнопки, но каким-то образом осталось несколько заповедных линий (например, Великие Луки-Себеж на Псковщине), где их вынужден вручную, дедовским способом, переводить путеец. Работа это тяжелая и опасная, и о том, что РЖД постепенно их истребляет, никто особо и не жалеет. Самый заметный элемент ручного перевода - флюгарка, "коробка с глазом", обозначающая позицию стрелки:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

За Мурмашами - водохранилище, пейзаж которого не слишком отличается от пейзажей сотен озёр, что ещё встретятся по дороге:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Пятиэтажки у скалистой сопки - скорее всего, какой-нибудь военный городок, возможно расформированный. Мурманская область буквально нашпигована всевозможными военными объектами, и по мере приближения к границе Норвегии (а это была одна из двух, наряду с Турцией, граница СССР со страной-членом НАТО) их концентрация только нарастает.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

За Мурмашами обитаемый мир заканчивается. Последующие четыре часа - лишь безлюдная глухомань с редкими посёлками и разъездами. Пейзажи очень красивы, но довольно однообразны - вот она, страна Лапландия:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Озёра, сопки, низкорослые леса, глухие болота:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Порожистые речки - так выглядит и уже упомянутая Кола, и река Печенга:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Земля тут каменистая и бесплодная - только охотиться да оленей пасти. Ну, или добывать цветные металлы, в обилии скрытые под этими камнями. И при этом российская Лапландия - самая населённая и самая урбанизированная, по сравнению с норвежской, шведской и финской.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Дорога идёт не только на северо-запад (а Печенга севернее Мурманска - это чувствуется хотя бы потому, что летом там Солнце по ночам куда ярче), но и в горы, поднимаясь всё выше и выше. Уже часа через два после Мурманска появляются первые лысые сопки:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Низкорослые, но всё же полноценные леса сменяются берёзовым криволесьем:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

А местами и вовсе каменистой тундрой:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Но люди и здесь живут или жили - периодически в тундре возникают посёлки, к которым и привязано большинство станций.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Кольская глубинка - это настоящий Крайний Север, так как большая часть её посёлков опустели и лежат в руинах. Как я понял, постоянных жителей здесь почти не осталось, а основная часть людей за окнами поезда - мурманские дачники.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Через час-сорок после Мурманска (или через сорок минут после Мурмашей) - станция Пяйве с довольно необычным вокзалом:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Ещё через час - станция Нял. Здесь вокзал хотя и донельзя позднесоветский - но довольно интересный:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

По этим двум кадрам из Няла легко оценить и контингент: где-то 9/10 пассажиров -  рыбаки, остальное - дачники. Отдельно ехали солдаты во втором вагоне, но к ним никто не заходил, а они не выходили даже на платформы. Но всё-таки удивительная вещь рыбалка - ведь занимаются ей в равной степени и не от хорошей жизни (северные деревни), и от хорошей жизни (города)! А в Дальней России, особенно в её лесных регионах, по-моему каждый мужчина - рыбак:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Наш поезд - не единственный на этой линии. На некоторых станциях мы пропускали товарняки, и почти везде стоят резервные товарные вагоны. Например, специфически мурманские вагоны-апатитовозы (справа):

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Вообще, на линии полно всяких странных агрегатов. Вот это, например, что и для чего?

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Но станции на линии мало - а в основном безымянные полустанки, "километры", где в зоне видимости обычно вообще нет признаков жилья. Даже изба путейцы здесь - верх цивилизации, но именно на "километрах" в основном сходят рыбаки.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Обитатель разъезда:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Атмосфера в вагоне расслабленная и сонная. Рыбаки в основном сидят небольшими компаниями по своим плацкартам. Агрессивной молодёжи не было даже вечером пятницы, хотя пьяные мужички попадаются - но и те в основном просто спят на пустых нижних полках. С одним пообщался часок, он мне всё собирался дать телефон одного знакомого археолога из Луостари, но так и заснул. К фотосъёмке отношение спокойное и даже лояльное, почему - объясню потом.
А вот и станция Моккет через час после Няла - мы уже в бывшей Финляндии, за рекой Западная Лица, которая и служила советско-финской границей:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Вскоре впереди впереди появляются горы. А у их подножья - высокая труба и длинный шлейф дыма, стелющийся над тундрой. Это и есть Заполярный, до него по прямой километров 30-40, но преодолевать их поезд будет еще три часа:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Высота этих гор - 400-600 метров, но из-за суровости природы они кажутся гораздо выше. На верхнем кадре хорошо видны горы Матерт (528м) и, возможно, Куорпукас (631м), разделяющий Заполярный и Никель.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Станция Титовка с вокзальчиком в одно окно:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Глухое место, куда ныне можно доехать только по этой железной дороге, представляет собой фактически город-призрак:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Я не удержался, и спросил проводника - что здесь было, почему посёлок в таком упадке? Как оказалось, здесь находился военный аэродром Кошка-Явр, чья гигантская бетонная ВПП хорошо видна у одноименного озера:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

До Заполярного еще полтора часа, но ультразум уже позволяет различить детали:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

А вот и станция Луостари - едва ли не самая примечательная на этой линии. Во-первых, она самая северная - 69'25'19, что на 5 минут севернее Норильска, но на 7 минут южнее Талнаха. Впрочем, отсюда ведёт ещё дальше на север тупиковая ветка - некогда она доходила до порта Лиинахамари, теперь же обрывается в Печенге - которая на 3 минуты севернее, чем Талнах.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

А во-вторых здесь находится въезд в погранзону. Думаю, об этом великом маразме российской бюрокрактии слышали все - полоса вдоль границ (включая большую часть морских побережий) с особым режимом посещения, причём зачастую ширина этой полосы бывает десятки километров от границы. Но правила пребывания в погразоне каждый регион устанавливает отдельно: где-то нужно оформлять пропуск за два месяца, а где-то погранзоны существуют только в документах. В Мурманской области погранзоны огромны, и к ним относится например Терский берег - но с недавнего времени российским гражданам можно въезжать просто по паспорту. Досматривают, правда, строго: в поезд сначала зашёл погранец в камуфляже, задумчиво пролистал паспорта двух оставшихся пассажиров, и позвал ФСБшника. Не пугайтесь: на самом деле в ФСБ из всех "органов" работают самые адекватные люди - корректные, вежливые и - главное! - компетентные. Со мной минут 5 поговорил человек с лицом без запоминающихся черт, но как-то сразу к себе располагающий, расспросил о цели приезда, и я ему честно сказал - туризм, интересуют природа и архитектурные памятники финской эпохи. Добавил, что ночую в гостинице "Печенга" в Заполярном ("О, это у нас самая лучшая гостиница!"), место уже забронировано, уезжаю - либо завтра вечером, либо послезавтра утром на автобусе. В любом случае, послезавтра у меня уже взят билет из Мурманска в Териберку, могу его показать, в общем поводов задерживаться у меня нет. ФСБшник записал мои паспортные данные, даты, название гостиницы и мобильный номер, пожелал счастливого пути и ушёл.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

А местность всё живописнее и живописнее. На окрестных сопках в огромных количествах стоят всякие военные объекты (кадр выше), поезд идёт немыслимыми петлями - минут за 10-20 один и тот же объект может оказаться то в левом, то в правом окне несколько раз. Оцените и уклон колеи:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Невысокая, но очень крутая Генеральская сопка - доминанта Луостари:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Военные объекты тут идут один за другим, причём из-за уже упомянутых петель даже не понятно, в каком порядке. Чему принадлежат заброшенные домики - я не знаю, а на заднем плане аэродром Корзуново:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Который знаменит тем, что в 1957-59 годах здесь проходил срочную службу некто Юрий Гагарин, которому в Луостари даже музей посвящён.

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

В другое окно в это время можно лицезреть танковый полигон с проходной в виде крепостной башенки:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

По словам моего попутчика, на этих буераках частенько можно увидеть и сами танки, причём зачастую они там не только ездят, но и стреляют. Как может пройти любая машина, даже танк, по такой поверхности - я себе плохо представляю:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

В общем, такого обилия военных объектов на единицу площади я не видел ещё нигде. И это при том, что ведь наверняка ликвидировано в последние 20 лет тут было ещё больше. А природа безумно красива:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

...Но тут в плацкарте проводников, которые к тому времени спокойно пили чай (пассажиров-то не осталось, коме меня и ещё одного явно их знакомого!), послушалось:
-Закрывайте окна! Быстрее!
И за окном потянулся бесконечный чёрный отвал:

Кола-Никель. Самая северная в мире железная дорога.

Вот и Заполярный, рудничный городок, затерянный среди отвалов. Здесь на улице без преувеличения пахнет серой. Проводники и последний пассажир сами не то что не мешали фотографировать, а прямым текстом сказали - сфотографируй тут всё да напиши об этом, пусть больше людей узнают, что у нас творится. И это было совсем не "Расскажи Путину в своей Москве..." - путешественники тут бывают очень редко, но всё же я на их памяти не первый такой, а бывали и профессиональные корреспонденты. Просто есть осознание - об этом не надо молчать.
Но о Заполярном и его окрестностях - в следующей части.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая.
Никель.
Печенга и окрестности.
Ночь на Баренцевом море.
Дорога на Териберку, или "Еду я по тундре..."
Териберка.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Отрывок из документа времен Хаммурапи. ПереСОЛить БОРЩ это переБОРЩить с СОЛью... Социологическое. - "Работа в поле"? А кем вы работали в поле? - Алюминиевым огурцом, разумеется. - Он, небось, душу продал дьяволу. - Да что ты, достоверно известно, что дьявол отказался покупать его душу. ...
Пранкер Вова в роли президента Киргизии Алмазбека Атамбаева позвонил Порошенко и выложил запись видео: Мои впечатления: 1. В самом разговоре нет ничего особенного, никакой изюминки. Любители конспирологии ии зрадофилы будут разочарованы - Порошенко говорит то же самое, что и обычно. ...
вы застигли коллегу за вылизыванием тарелки - что бы вы о нем подумали? 1. как это мерзко! 2. как это мило! 3. ЧТО-ТО более другое:) ps: допустим, с коллегой вы в вежливо-равнодушных отношениях, ничего ...
Вот Сцакособякин двигает свой план "Пересадим москвичей на общественный транспорт". Почему именно москвичей? Почему не гостей столицы, гастеров, понаехавших? Показал бы личным примером гостям как надо вести себя в столице: пользоваться ...
Друзья, нужен ваш совет.У кого есть свои фирмы, подскажите, что сейчас  выгоднее регистрировать с  налоговой точки зрения - ИЧП или ООО? Мне для сохранения за мной авторских прав на программы при договоре с вещательной сетью срочно нужно зарегистрироваться. Договор  пока ...