Кого ругать?
maiorova — 27.03.2017 Прочитала пост в fem-books и вспомнила, как я находила статьи Като Ломб на темы изучения языков в старых журналах, которых в нашей семье хранилось великое множество. Помнится, что это была "Наука и жизнь". Но могу ошибаться, лет-то прошло много. Вообще забавно, только что ползала на полу среди книжек и журналов... и теперь ползаю на полу среди книжек и журналов. Только радиус досягаемости шире. Но лирические отступления побоку, вернёмся к Като Ломб.Что эта знаменитая венгерка, знавшая шестнадцать или семнадцать языков, рекомендовала делать, если язык не учится? Ну, вот не вытанцовывается, да и только. Она рекомендовала начать ругаться. Ругать учебники - что разумно и заслуженно, потому что совершенных учебников не бывает. Ругать словари - потому что не существует всеобъемлющих словарей. Ругать сам язык за его сложность, упрямство и упорство. И только собственная персона не должна была попадать в круг ругаемых. В свои незаурядные способности к языкам и в свой интеллект предлагалось верить, потому что... нипочему, просто верить.
А нас приучали совсем к другому подходу. Ругать допускалось только себя. Не учебник, не предмет, не учителя, упаси Боже - этот последний был уж совсем вне критики. Если что-то не получается, - сам/а виноват/а, без вариантов, и эта вина оставалась с тобой, пока наконец не поймёшь, как произносят th (большая часть класса) и как делят в столбик (меньшая часть класса, среди которой была, кстати, и я). Вот приходишь на урок и сразу начинаешь быть виноватой и ждать кары: очередной двойки или единицы. Либо - если всё понятно - принимаешься скучать и читать под партой книжку. Два было агрегатных состояния: либо вы виновны, либо вы дрыхнете...
Кстати, какая у вас была первая школьная отметка? У меня - единица. На следующей же неделе я стала учиться в два раза лучше - ну да, правильно угадали, схватила двойку. Надо же как-то исправляться.
|
</> |