рейтинг блогов

"Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре". Режиссер, который

топ 100 блогов ygashae_zvezdu02.07.2023
Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре. Режиссер, который

1 июля, в возрасте 90+ скончался Эдвард Дмитрик (1908-1999), голливудский режиссер, который демонстративно щеголял левыми взглядами, пока его не лишили ресурсов.

В финале жизни Дмитрик пришел к горестному для творца выводу, что как режиссера его забудут, поскольку его имя слишком уж оказалось замарано политикой.

Думаю, он не прав.

И вот почему.

К голливудскому пирогу сын украинских эмигрантов прорывался с самых низов. Начинал на студии «Парамаунт» посыльным, прошел путь киномеханика, монтажера, оператора, помощника режиссера. Понимая значимость образования, всеми правдами и неправдами закончил Калифорнийский технологический институт.

В 1935 ему доверили первую постановку.

Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре. Режиссер, который

Естественно, Дмитрик, хотя бы в силу происхождения, был демократом. И время ему благоволило. Америка выбиралась из «Великой депрессии» с помощью «Нового курса» Рузвельта.

В 1944 Дмитрик вступил Коммунистическую партию.

Также естественно, что Дмитрик потащил левые идеи в свой кинематограф. В 1943 он сделал фильмец «Дети Гитлера», где рассказал историю немецких Ромео и Джульетты, вынужденных во времена фашизма мимикрировать. Фильм принес прибыль.

Осмелев, Дмитрик поставил «Нежного товарища» (1943), рассказывающего как женщины, ждущие своих мужчин с войны, решают жить большим человечьим общежитием. Ничего страшного в этом фильме на момент 1943 года не наблюдалось. Милая зарисовка военного быта, не без идеализации человеческих отношений, ставшая хитом из-за правды если не характеров, то ситуаций.

Разработку военной тематики Дмитрик продолжил в фильме «Возвращение на Батаан» (1945). В главной роли снимался Джон Уэйн, яростный антикоммунист. Дмитрик не скрывал своих взглядов, но с Уэйном решил держать ухо востро, поскольку тот на какие-то его эскапады спросил прямо в лоб, не «красный» ли ему попался режиссер. Дмитрик (на тот момент член коммунистической партии), уверил Уэйна, что коммунизм ему чужд, но стране может пойти на пользу. Уэйн же неоднократно подчеркивал – союз с коммунистической Россией явление временное; как только Гитлер будет разбит, начнется холодная война.

Он оказался прозорливее Дмитрика. Капиталист всегда прозорливее утописта.

Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре. Режиссер, который

Но и Дмитрик (пока) держал нос по ветру. Он чувствовал, что самым востребованным жанром становится нуар и экранизировал роман Чандлера «Убийство, моя милая». Самым громким его проектом стал «нуар» «Перекрестный огонь» (1947), где Дмитрик одним из первых заговорил об антисемитизме. В первоисточнике, романе Ричарда Брукса, рассказывалось об убийстве гомосексуалиста. Дмитрику не составило особых трудов переделать жертву в еврея. Картину, во многом тенденциозную, подняли на критический щит. «Перекрестный огонь» номинировали на «Оскар».

В этот же, 1947 год, сгустились тучи. Уэйн оказался прав, после окончания войны в США началась «Охота на красных ведьм».

Особо пристально искали коммунистов в Голливуде, ибо кинематограф самое действенное средство пропаганды.

Дмитрик не осознал весомости угрозы. А как ее было осознать, если вчера его объявили главным режиссером студии, а сегодня вызывают в Комиссию конгресса по расследованию антиамериканской деятельности?

Объектом разбирательства стал фильм «Нежный товарищ», который обвинили в пропаганде коллективизма. Напрасно Дмитрик божился, что слово «Товарищ» не имеет отношения к Марксу, а является цитатой из стихотворения Стивенсона. Ему верно заметили, что слово «Товарищ» на яркой афише крупными буквами вызывает у обывателя те ассоциации, которые углядели члены комиссии.

Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре. Режиссер, который

Поняв непробиваемость оппонентов, Дмитрик отказался давать показания вообще. Оно и понятно, - рано или поздно выплыло бы членство в коммунистической партии, начались бы требования назвать имена других коммунистов, запятнать себя предательством. Нет, лучше помолчать, воспользовавшись первой поправкой к Конституции США (провозглашающую свободу политических и религиозных взглядов). Отказ от дачи показаний квалифицировался как неуважение к комиссии. Максимум по этому сроку можно было сесть на год.

Так Дмитрик стал членом «Голливудской десятки» кинематографистов, осужденных за отказ от дачи показаний.

Его сразу отделили от общего потока, впаяв срок в шесть месяцев (почти все члены «Голливудской десятки» отправились за решетку на год).

По свидетельству Альвы Бесси, еще во время заключения Дмитрик дал слабину, написав покаянное письмо с сентенцией, что, мол, когда страна воевала с фашизмом, он ее поддерживал, и надо поддерживать, когда идет процесс разгрома коммунистов.

Если это письмо и существовало, то на тот момент Дмитрик не сумел договориться с комиссией насчет дальнейших действий. Одного письма было мало.

Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре. Режиссер, который

Выйдя на свободу Дмитрик обнаружил, что в Голливуде включён режим бойкота. Если сценарист Далтон Трамбо (тоже член «Голливудской десятки» — ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ) мог работать под чужим именем, то Дмитрику без легализации кричать «Мотор» возможным не представлялось. Он уехал в Великобританию, поставил там малобюджетку «Христос в бетоне», где продемонстрировал кризис демократического сознания. Фильм рассказывал о мытарствах каменщика, который в целях получить работу, становится штрейкбрехером.

Несолоно хлебавши Дмитрик вернулся в США.

Попутно разворачивалась драма первой жены Дмитрика, актрисы Мадлен Робинсон. Они развелись, когда режиссера отдали под суд. Это всё равно не спасло Мадлен от обструкции, ее также вычистили отовсюду. В отчаянии женщина покончила с собой.

Итак, положение вчерашнего кумира касс: работы нет (и не предвидится), семью кормить нечем (Дмитрик женился вторично), первая жена покончила с собой. Тоска и безнадега.

И Дмитрик не выдержал. Пошел на сделку со следствием. Дал показания комиссии. Признался, что состоял в Коммунистической партии. Назвал фамилии товарищей-коммунистов. Сетовал, что работать приходилось под диктовку из Москвы.

Прогиб засчитали, Дмитрик вернулся в кинорежиссуру и снял фильм «Мятеж на «Кейне» (1954). Там рассказывалось о противостоянии экипажа военного корабля фанатику-капитану в исполнении Хэмфри Богарта. Но дело в нюансах. Фред МакМюррей играет помощника старпома, который весь такой умный и жаждет стать писателем. Именно он смоделировал мятеж против капитана и он же дал показания против бунтовщиков. В общем, Дмитрик перенес на экран собственную ситуацию.

Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре. Режиссер, который

Стало ли ему легче?

Не знаю, но фильмы, которые он делал в 1950-ые были много лучше прежних. Из них ушла лобовая демократическая мораль, появилась двойственность. Вестерн «Сломанное копье» (1954), помпезная сага «Округ Рейнтри» (1957 — МОНТИ), военная драма «Молодые львы» (1958), лучший, на мой взгляд, фильм Дмитрика «Уорлок» (1959)... Я вам циничную вещь скажу, но ради таких картин стоило заложить товарищей.

А вот с римейком «Голубого ангела» (1959) Дмитрик потерпел неудачу. В 1960-ые работал от случая к случаю, выпав из кинематографической повестки. В 1975 снял последний фильм.

Горько признавался: «Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре, а только как об одном из «голливудской десятки».

На мой взгляд, это опять же не так.

Фильмы Дмитрика вошли в золотой фонд Голливуда.

Их по-прежнему смотрят.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Меня всегда интересовало, почему ученые лбы -  идеологи социализма - не понимали, что конкуренция - двигатель прогресса, стремление к конкуренции в природе человека. Ведь это же и ежику понятно, даже опытов ставить не надо. ...
Olympus VG-120, Blue Начинаю по немного верить в то что если что то сильно хотеть то обязательно все так и произойдет. Писал тут уже что купил себе цифровой фотоаппарат и вот его мне уже доставили, причем ждал я его не раньше пятницы, а получил на почте ...
1. Заболела, как только выздоровею, рву когти в Москву ))) 2. Работы у меня - работать не переработать ) 3. Вчера случилась перестановка и квартира выглядит совершенно по-другому, аж уезжать не хочется ))) (фоточки под катом). Кстати до сих пор никто не ...
Бедных действительно становится все меньше, сегодня людей живущих за чертой бедности 19 миллионов, это те, чьи доходы ниже прожиточного минимума. А ещё зимой этого года их было почти 21 миллион. Подозреваю, что сейчас у многих начнет бомбить от этой информации, однако нужно понимать, что ...