Когда-то здесь было метро
ru_metro — 10.09.2014Этот подземная галерея была открыта в 1935 году вместе с открытием всего московского метрополитена. По ней пассажиры проходили из наземного вестибюля на платформу станции "Смоленская". Но действовала она недолго - всего несколько лет.
При открытии станции "Смоленская" (ныне это филёвская линия метро), с неё было организовано два выхода. Первый наземный вестибюль располагался рядом с ныне существующим входом в "доме с башенкой". Второй же был построен немного южнее, в середине Садового кольца, тогда ещё представляющего собой бульвар:
- шестиэтажный дом справа стоит и поныне - это дом 54/2 стр.1 по улице Арбат (там, где сейчас "Седьмой континент"):
Этот вестибюль стоял как раз напротив того места, где теперь можно увидеть большую арку.
Вид изнутри:
Из вестибюля вёл проход к коридору, параллельному станции. Из него, в свою очередь, можно было попасть на обе лестницы, расположенные на платформе станции:
Как несложно заметить, торцы этого коридора расположены по разные стороны Садового кольца, что в будущем и позволит переделать его в обычный, не связанный с метро, подземный переход.
В 1937-39 годах была проведена реконструкция Садового кольца и бульвар, вместе с южным вестибюлем станции, были ликвидированы. Коридор теперь никуда не вёл и его закрыли. Для входа на станцию остался только один северный вестибюль рядом с "домом с башенкой":
После войны было решено, что участок от "Александровского сада" до "Киевской" является ненадёжным в стратегическом смысле из-за мелкого заложения (всего 8 метров) и наличия открытого метромоста. Ведь в случае возможного начала войны, вражеские бомбардировки могли отрезать транспортные пути из столицы на запад. Поэтому, параллельно уже существующей линии стали строить линию глубокого заложения. В 1953 году открылась станция "Смоленская" Арбатско-покровской линии, имеющая глубину заложения 50 метров. Станция "Смоленская" мелкого заложения была закрыта, как, собственно, и весь отрезок "Александровский сад"-"Киевская". Оставшийся вестибюль снесли за ненадобностью.
После прихода к власти Хрущёва, началась эпоха экономии, и метро на запад города решили проложить по поверхности. Для этого участок мелкого заложения расконсервировали, образовав новую филёвскую линию. Новый вход на станцию "Смоленская" расположили на первом этаже "дома с башенкой", где он находится и сейчас. Сохранившийся коридор тоже решили использовать - его-то и переделали в обычный подземный переход, построив выходы на поверхность с одной и другой стороны Садового кольца и замуровав проходы на станцию.
Сейчас о его метрополитеновском прошлом можно догадаться по большей, чем у обычных подземных переходов, глубине. А также, заглянув, если повезёт, за закрытую железную дверцу в середине перехода, за которой и скрывается проход к бывшему южному вестибюлю:
Рядом с дверцей заметно, как меняется расстояние между колоннами, ведь именно здесь и примыкал проход (сравните с фотографией 1935 года):
После сноса вестибюля, проход, ведущий к нему, стал ненужен. И его переоборудовали под служебный тир. Посмотрим, как он выглядит сейчас, заглянув за железную дверцу:
- двойной ряд колонн тира выдаёт его метрополитеновское прошлое. А так выглядел коридор почти 80 лет назад:
Лестницы в конце коридора теперь нет, ведь наверху шумит Садовое кольцо:
Лавочка, возможно, тоже досталась в наследство от метро:
Без команды не стреляй!
Такая вот история.
|
</> |