Кое-что об апокомбии

топ 100 блогов anchoret09.10.2019 Известный всем с начальной школы жанр "Изложение по картинке". Расскажи, деточка, что ты видишь. Мозаика с прижизненным портретом императора Юстиниана известна "не только лишь всем", но я попробую сказать о ней хоть что-то, чего многие раньше, скорее всего, не знали.

Это классный, совершенно современный групповой портрет, словно фотограф всех построил и сделал общий кадр. Получилось типа фотографии с надписью на обороте "Стамбул, Пасха 540 г.", например. Заметьте, что внешне фигуры обращены к зрителю, но внутренне, и с этим невозможно спорить, устремлены художником к алтарю, потому что в руках у императора и свиты предметы, которые предстоит внести в церковь и отчасти возложить на престол - раз, и мастерски передано движение слева направо, в сторону горнего места - два. Процессия словно бы тормознула на входе, чтобы щёлкнуться и продолжить своё шествие. (Откуда мы знаем, что на входе, а не внутри? Обязательно расскажу). В общем, я больше не буду расточать похвалы в стиле "Какая экспгессия! Сколько ггации! Как тонко пегедано настгоение! Усгаться!", мозаика правда потрясающая и хватит об этом.

Юстиниан.JPG

Оптика позволяла мне делать достаточно подробные снимки, как вы увидите на мозаике ниже, но чтобы побороть в кадре искривление стены нужен квадрокоптер или хорошее знание фотошопа.

Количество фигур подогнано под число Христа и Его апостолов. Пересчитываем всех, солдат считаем по макушкам - упс, на мозаике кто-то лишний. Кто, кто эта крыса?? Сейчас разберёмся, давайте сначала о солдатах. Богато украшенные щиты с хризмой (монограмма "Хи-Ро" - начальные буквы слова "Христос"), копья с древками в серебряных заклёпках или инкрустации, расшитые туники - перед художником стояла задача визуализировать одновременно и личную гвардию императора (которой в Равенне не было), и головорезов Велизария, только что изгнавших из города остготов. Массивные бармы на шее, возможно, указывают на варварское происхождение воинов. Теперь они и по факту, и через эту мозаику, получается, интегрированы в местный социум. Их благостные физиономии лишены индивидуальных черт и подобны, скорее, безличным ликам ангелов, простите за тавтологию. То ли дело остальные ребята.

Милые приветливые лица.jpg

С такими лучше дружить, чем ссориться. А ещё лучше вообще держаться подальше.

Здесь можно не сомневаться, что имеется портретное сходство с оригиналами, но с большими оговорками. Во-первых, император. Нигде не написано, кто это, но в тот период других не было, значит, Юстиниан. Правда, его портрет настолько отличается от других известных прижизненных изображений знаменитого василевса, что насчёт его сходства с оригиналом существуют большие обоснованные сомнения. Юстиниан никогда не был в Равенне, а художник, возможно, никогда не был в Константинополе, и какие образцы были ему доступны, кроме золотых солидов, мы не знаем.

Солид Юстиниана.jpg

Золотой солид Юстиниана. Сами византийцы называли монету номизмой. Вес 4,55 г держался без изменений больше тысячи лет, до самого падения империи, и пережил её во множестве чужих подражаний.

Второй непростой случай. По левую руку от императора стоит епископ с крестом в руке (на шее омофор, именуемый на западе паллием). Невероятная борзость: имени императора нет, а его имя - Максимиан - есть! Прикол в том, что скорее всего сначала там был епископ Виктор, занимавший кафедру во время создания мозаики. Имя над ним появилось немного позднее, уже при его преемнике Максимиане, как и физиономия патриция на заднем плане между епископом и императором. Оба лица исполнены в отличающейся манере - обратите внимание на причёски, например - и из других материалов: здесь камень, а там смальта. То есть новый епископ прифотошопил свой лик, а для особо непонятливых приписал "се лев, а не собака". А этот патриций, не иначе, был его дружбаном и спонсором переделки.

Слева от епископа стоит архидиакон с Евангелием, потом простой диакон с кадилом. Облачения одинаковые, но статус легко определить по положению среди других участников шествия и предметам в руках. У архидиакона тонзура, но эту плешь ему проели в XII веке, раньше её не было. Тогда же, кстати, переделали и стемму (корону) императора, убрав её навершие (сравните с тем же солидом).

Слева от Юстиниана патриции - их статус обозначен положением на мозаике и одеянием: белоснежные хламиды с пурпурными таблионами и золотыми застёжками-фибулами, вышитые сегменты на плечах туник, спрятанные руки, согласно предписаниям этикета. Равеннский выскочка за левым плечом императора приоделся так же, только нижних лапок ему не хватает, не приделали.

Итак, что же это за шествие? Мы довольно подробно знаем о нём по придворному уставу Константина VII, который восходит к традициям времён Юстиниана I. Это выход царя в св.Софию перед малым входом на литургии. В храм ещё не вошли, иначе на голове не было бы стеммы. Свита следует за императором, а священнослужители встречают его в нартексе (поэтому третьего патриция со стороны встречных клириков вообще не должно быть!). В действительности там всегда была хренова туча народу с обеих сторон, ихже не возмогут все мозаики храма вместити, но ограничились, понятно, немногими ключевыми фигурами.

Таблион.JPG

Таблион на императорской мантии: в оригинале сплошь золото и драгоценные камни, работа лучших ювелиров. Страшно представить, сколько бы такой стоил сейчас.

Епископ уже покадил императора и отдал кадило диакону. Архиерей (по придворному чину сам патриарх) должен поддерживать царя-батюшку под локоток, но руки императора заняты. Он держит апокомбий (αποκόμβιον) - дар, приносимый им в церковь. С пустыми руками неудобняк, и каждый раз государь приносит то драгоценные покровы на сосуды, то сами золотые сосуды (пустые тоже неудобняк - они наполнены золотыми монетами!). В империи потом наступали и тяжёлые времена, когда дары бывали попроще, но великий Юстиниан во всей славе своей несёт огромное золотое блюдо. Оно выглядит пустым, но так не бывает, просто если наполнить его до краёв, оно станет неподъёмным. Чтобы понимать масштабы приношений: в Великую Субботу апокомбий состоял из 7200 солидов - это больше двух пудов золота.

Апокомбий.JPG

Нет сомнений, что царский двор в Константинополе щедро жертвовал и на Равеннскую епископию, её статус был достаточно высок для этого. А сейчас все деньги, чтобы поддерживать эту красоту хотя бы в нынешнем состоянии, собираются с туристов. Так что будучи в Равенне вы там особо не жлобитесь, на поддержку Евросоюза надежды мало.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ну и немного про другую историю,  для контраста к прошлому посту- https://gelena-s.livejournal.com/1563207.html .  В классе младшего было довольно много таких же  шестилеток,  как и он.   И родителям было нескучно.  Одна из одноклассниц сына успела в ...
Некоторое время назад одна хорошая мама купила у меня шарфик для своей подруги. Подруга вызвалась сама приехать шарфик забрать, а заодно посмотреть, что я ещё имею продать. Так как дама была подругой уважаемой мамы, я даже ни на минуту не сомневалась в её добросовестности. А ещё я всегд ...
"этот гад Одзий котов кастрирует и кошек стерилизует под предлогом их спасения, да еще хвастается этим! Лучше бы топил их... И меня забанил, когда я его отчитал... Сволочь такая! В реале я бы ему сам яйца оторвал. Эта сволочь еще о. Иоанна ...
делать было нечего, дело было вечером и было решено выехать в дикий кемпинг. кемпинг очень небольшой, на десяток участков и расположен на централ косте, километрах в 250 от Сиднея или типа того. сам кемп в лесу, но граничит с песчаными дюнами, а за дюнами океан. аж три стихии в одном - ...
После звонков, чтения комментариев и проч. сложилась следующая ...