Кое-что о конце эпохи полигональных нимбов
anchoret — 16.11.2019 С конца XIII века в западной иконографии наметился некий ренессанс квадратных и полигональных нимбов. Но квадратные стали изображать в ромбовидной манере, то есть поставленными на угол.Теперь их иногда использовали для того, чтобы отличать изображённых персонажей, живших непосредственно перед христианской эпохой. Как в этом случае со свв. Захарией и Елисаветой, родителями св. Иоанна Предтечи.
В отличие от прежних эпох, нимбы стали золотыми. Это существенный момент. Если раньше их фон никак не ассоциировался со светом и святостью, то теперь концепция изменилась.
Согласно евангельскому протоколу Дева Мария провела ряд дружеских и деловых встреч. Стороны обменялись мнениями по проблеме спасения мира. Все участники переговоров отметили сходство позиций по ключевым вопросам догматического богословия.
Это были фрески из оратория Иоанна Крестителя в Урбино, 1416 г., едва ли не самый поздний пример использования ромбовидных нимбов.
А вот в нижней базилике Сан-Франческо в Ассизи одним учеником великого Джотто аллегорически изображена куча всяких добродетелей (1315-20 гг.) Добродетели - это вроде как не живые существа, но святые. (Ибо сказано: "Святая простота!") Поэтому если изображать их персонификации, то нимбы выдать нужно, но чтоб не совсем как у людей.
Франциск обручается с бедностью, и понятно, что она баба страшная. Хотя добродетель, вроде, не должна так уж сильно отпугивать. Да и такая ли это добродетель - бедность?
Шестиугольные нимбы замутили францисканцы, это их затея. Возможно, смысл следует искать в символике цифры шесть. Дескать, это "совершенное число" - одновременно и сумма, и произведение единицы, двойки и тройки, а заодно и число дней творения: францисканец Бонавентура распространялся об этом в своём Шестодневе в том же XIII веке.
В башне заседает Целомудрие, пониже рангом комиссарят Чистота и Мужество (в ц.-славянском Fortitudo обычно переводится буквально как "Крепость"). Все хотят уцеломудриться, вот и толпятся почём зря. Если рассматривать сцену как осаду крепости, то Целомудрие никого не хочет и прячется в донжоне - последнем пункте обороны от противника.
Гийом Дюран, писатель и литургист XIII века, следуя концепции Иоанна Диакона (я сам об их существовании узнал только на днях), рассматривал квадратный нимб в духе своего времени как признак прижизненного портрета, но придумал собственное толкование его четырём углам. Дескать, это четыре ключевые добродетели, которыми наделено изображённое на нём лицо (мудрость, целомудрие, мужество, справедливость - это ещё из платонизма в христианскую аскетику пришло). Герхарт Ладнер, автор цитировавшейся работы о "так называемых квадратных нимбах", связывает его интерпретацию с этой фреской, где изображено персонифицированное Послушание именно в квадратном нимбе.
Кентавр попался привередливый, хотя с античности он вроде как символизирует мудрость, но здесь скорее высокоумие. Ангел из фейс-контроля и встречает его по уму: с животными нельзя!
В центре восседает эта самая Послушание. Справа — аллегория Смирения с большой такой себе восковой свечой.
Теперь следите за руками. Там вдоль фигур текст пропущен (картинка кликабельна) - это часть более длинной фразы. Здесь: quasi per sexti circulum agenda cuncta regulat. Текст сильно отреставрирован, и вовсе не исключено, что раньше там было per sexti circunum, circunus: что-то вроде "измеряя все вещи словно циркулем" (у меня в школе по латыни двойка была). Говорят, по-итальянски компасы будет seste (ед. число sesta), происходит оно, возможно, от латинского sexta - и то и другое суть шестёрки. Мне это кажется какой-то хренью: компас он на всех языках компас и есть и, как я сказал, будь это секстан(т) — объяснение бы ещё сгодилось. Идея хитро сопрягается с тем, что каждая сторона шестиугольника равняется радиусу той окружности, в которую он вписан. По мне так занялись бы делом, но серьёзные дяденьки считают, что это очень тонко.
А потом появились ещё восьмиугольные нимбы, но это совсем скучно, потому что только начиная с XV века, потому что их смысл высосан из пальца, притянут за уши и, по сути, ограничен просто украшательством. В основном причина та же - святые дохристианской эпохи. Полигональные нимбы ещё стали изображать в виде расходящихся лучей, что красиво образует четырёх-шести-восьмилучевые звёзды, но никакого богословия за этим уже не стоит.
|
</> |