Книжное обозрение 12.10.2015
birserg-1977 — 12.10.2015Первый стратег реактивного поколения, опередил на несколько месяцев В-52. Удивительный качественный рывок сделал наш ВПК с копирования Ту-4 до М-4. И 10 лет не прошло. С другой стороны за успехи пришлось платить серьезную цену и деньгами и жизнями. Его потомок 3М как эсминец стоил.
Планировали вооружить как минимум три полка этими машинами. Однако трудности с системами управления, недостижение характеристик по дальности ограничили выпуск 32 машинами. На вооружение строевых частей поступил в 1954 г, за три года произошло 6 катастроф (20%). Что вызвало "бабий бунт" - жены летчиков вышли на взлетную полосу аэродрома в Энгельсе. Полеты на год приостановили и по ходу переоборудовали в заправщики. Бомбардировочная карьера оказалась не долгой, а в теории самолеты д.б. и торпеды применять. Полет с атомной бомбой планировался в один конец, на обратном пути летчики выбрасывались в океан и ожидали когда ПЛА заберут со спасаельных плотов.
Гвоздь номера самолет "Ягуар". Примечательная машина неизбалованная вниманием авторов. Монография была, ЕМНИП, только одна. В 1994 году. Самолет англо-французской разработки повоевал в Африке, Азии, Южной Америке. Даже в Европе, но останавливал не советские бронетанковые орды а бомбил сербов. До сих пор стоит на вооружении ВВС Индии. Здесь он тоже применялся в ходе конфликта между ядерными державами - Каргильского 1999 г.
Аналогами по мнению автора статьи являлись МиГ-23БН, МиГ-27, А-7 Корсар и китайский А-5. Советские МиГи уступали в максимальной боевой нагрузке, превосходили по летным характеристикам. Теоретически Ягуар был более живуч за счет двух двигателей. Однако расположены они были неудачно, при повреждении одного двигателя его обломки попадали в соседний. У МиГа была бронирована кабина, а 27-й имел пушку ГШ-6-30А. Вот по удобству техобслуживания европеец превосходил МиГи и А-7. Китайский же вообще вторая лига...
Интересен уровень безвозвратных потерь Ягуара в летных проишествиях - 25 % от первоначального парка. У англичан вообще - 71 самолет или 35,5% от 200 поставленных. 34 из них человеческий фактор. Для сравнения в Люфтваффе потеряно 32% Ф-104 Старфайтер и 36 % Ф-84 Тандерстрайк. Такая вот кошка...
|
</> |