Книжный и графический мир Александра Бенуа
bogachkova1957 — 17.09.2023
«Мир искусства»,/ Мир искусства/ Александра Бенуа./ Им Серебряного века/ Открывается глава…
Выставка «Книжный и графический мир Александра Бенуа в собрании Михаила Сеславинского» с дополнениями из фондов Государственного музея А. С. Пушкина приурочена к 125-летию художественного объединения «Мир искусства» – ключевого творческого содружества эпохи Серебряного века.
«Мир искусства» — это мир, полный эстетическими переживаниями и вдохновением, мир, созданный художником, критиком, историком, театральным деятелем - Александром Бенуа. Экспозиция охватывает основные стороны научной, творческой и общественной деятельности Александра Бенуа: и как выдающегося художника, и искусствоведа, и лидера легендарного «Мира искусства».
Начну представление с произведений, в которых Александр Бенуа предстает глазами его современников и друзей.
На санях три фигуры основателей объединения «Мир искусства»: в центре - С. Дягилев в цилиндре и длинном пальто, слева – Л. Бакст в пенсне, справа – сидит А. Бенуа. На земле – Савва Мамонтов.
В 1904 году Александр Бенуа задумал для своего сына книгу «Азбука в картинках», где для каждой буквы художник выделил отдельную страницу, украсив её великолепно исполненными занятными композициями. В 1905 году издание вышло в свет. В ней художник выступил одновременно автором замысла, иллюстратором и оформителем, и создал одну из самых замечательных детских книг начала ХХ века, до сих пор остающуюся образцом книжного искусства.
«Собрание очаровательных картинок. Бодрые, веселые, полные юмора, а иногда и насмешки. В них играет неиссякаемый источник фантазии, выдумки и остроумия», - вспоминала художница Анна Остроумова-Лебедева об «Азбуке» Бенуа.
В 1911 году Мстислав Добужинский составляет «Азбуку Мира Искусства». Это серия акварельных шаржей на «мирискуссников», которые Добужинский сопроводил небольшими стихотворными комментариями. А - Александр Бенуа, Б - Леон Бакст, В - Водкин-Петров и так далее до литеры Я, под которой значится Степан Яремич. Всего 21 портрет. В 1995 году на аукционе Sotheby's эту «Азбуку» приобрёл знаменитый российский дирижёр Геннадий Рождественский. Частично картинки были опубликованы в различных журналах.
«Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги. Александр Бенуа – неповторенный мастер и в картинках, и в театральных постановках. Бенуа – редкий знаток искусства, увлекательный историк искусства, воспитавший целые поколения молодежи своими убедительными художественными письмами…», - Н.К. Рерих.
В раздел театральной графики вошли эскизы костюмов к опере Д. Пуччини «Богема» (1946), балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1940), опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), балету С. Лифаря «Голый король» (1940), балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1920-е), а также эскиз декорации к комедии К. Гольдони «Слуга двух господ» (1920).
Алекандр Бенуа - один из главных иллюстраторов Пушкина. Именно он сформировал традицию сопровождения художественных текстов иллюстрациями. Работы в области книжной графики представлены вариантами иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина «Пиковая дама» (1910) и «Медный всадник» (1916), а также книгами, оформленными А. Н. Бенуа. Среди них «Пиковая дама» (1911), «Капитанская дочка» (1919) и «Медный всадник» (1923) А. С. Пушкина, «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «Версаль» (1922), «Страдания молодого Вертера» (1926) А. Моруа, «Урок любви в парке» (1927) Р. Буалева, «Григорий Орлов» (1946) А. А. Попова и др.
Александр Бенуа работал в издательстве «Община святой Елены». Именно участие Бенуа определило магистральное направление издательство – популяризация изобразительного искусства в открытках. Это стало профессиональным кредо Общины.
Особый раздел выставки – книги из библиотеки А.Н. Бенуа, ярко представляющие общую палитру его читательских интересов. Среди них разнообразные русские и иностранные издания искусствоведческого характера с его экслибрисами и владельческими надписями. Все они буквально испещрены карандашными заметками на полях, комментариями и даже зарисовками.


Михаил Вадимович Сеславинский – известный общественный и государственный деятель, исследователь книжной культуры, библиофил, топ-менеджер. Известен как собиратель автографов, графики, редких книг начала XIX – XX века, меценат, передающий книги и рукописи в государственные собрания. Автор и составитель более 20 книг и сборников, более 300 публикаций на гуманитарные темы. Председатель Национального союза библиофилов. Награжден орденами и медалями Российской Федерации. Кавалер ордена Почетного легиона (Франция).
|
|
</> |
Современные комплексные IT решения для бизнеса: автоматизация и развитие
Сергей Беликов и другие именинники прошедшей недели
Заря-заряница
Утро почти зимнее
Большие города
"Хроники русской революции" или стёб господина Кончаловского над простым
ПЕРЕКУСЫ
Птицы у маринистов
Красавцы

