Книжный и графический мир Александра Бенуа

топ 100 блогов bogachkova195717.09.2023

«Мир искусства»,/ Мир искусства/ Александра Бенуа./ Им Серебряного века/ Открывается глава…

Выставка «Книжный и графический мир Александра Бенуа в собрании Михаила Сеславинского» с дополнениями из фондов Государственного музея А. С. Пушкина приурочена к 125-летию художественного объединения «Мир искусства» – ключевого творческого содружества эпохи Серебряного века.

Фото с сайта http://www.pushkinmuseum.ru/.
Фото с сайта http://www.pushkinmuseum.ru/.

«Мир искусства» — это мир, полный эстетическими переживаниями и вдохновением, мир, созданный художником, критиком, историком, театральным деятелем - Александром Бенуа. Экспозиция охватывает основные стороны научной, творческой и общественной деятельности Александра Бенуа: и как выдающегося художника, и искусствоведа, и лидера легендарного «Мира искусства».

А.Н. Бенуа. Возникновение «Мира Искусства». Ленинград: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии истории материальной культуры. 1928.
А.Н. Бенуа. Возникновение «Мира Искусства». Ленинград: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии истории материальной культуры. 1928.

Начну представление с произведений, в которых Александр Бенуа предстает глазами его современников и друзей.

А.Н. Степанов. Шарж на участников выставки «Мир искусства». 1900-е. Бумага, печать.
А.Н. Степанов. Шарж на участников выставки «Мир искусства». 1900-е. Бумага, печать.

На санях три фигуры основателей объединения «Мир искусства»: в центре - С. Дягилев в цилиндре и длинном пальто, слева – Л. Бакст в пенсне, справа – сидит А. Бенуа. На земле – Савва Мамонтов.

Е. Кругликова. Перед открытием выставки русского искусства в Париже: князь Шервашидзе, А. Бенуа, А. Бакст, С. Дягилев. 1906. Бумага, карандаш.
Е. Кругликова. Перед открытием выставки русского искусства в Париже: князь Шервашидзе, А. Бенуа, А. Бакст, С. Дягилев. 1906. Бумага, карандаш.
Г.С. Верейский. Портрет А.Н. Бенуа. 1922. Из альбома «Портреты русских художников Г.С. Верейского». Бумага, автолитография. - З.Е. Серебрякова. Портрет А.Н. Бенуа за чтением. 1902. Бумага, карандаш.
Г.С. Верейский. Портрет А.Н. Бенуа. 1922. Из альбома «Портреты русских художников Г.С. Верейского». Бумага, автолитография. - З.Е. Серебрякова. Портрет А.Н. Бенуа за чтением. 1902. Бумага, карандаш.
П.П. Матюнин. А.Н. Бенуа, С.П. Яремич (?) на коленях. Преферанс около буржуйки. 1921. Бумага, акварель.
П.П. Матюнин. А.Н. Бенуа, С.П. Яремич (?) на коленях. Преферанс около буржуйки. 1921. Бумага, акварель.

В 1904 году Александр Бенуа задумал для своего сына книгу «Азбука в картинках», где для каждой буквы художник выделил отдельную страницу, украсив её великолепно исполненными занятными композициями. В 1905 году издание вышло в свет. В ней художник выступил одновременно автором замысла, иллюстратором и оформителем, и создал одну из самых замечательных детских книг начала ХХ века, до сих пор остающуюся образцом книжного искусства.

Азбука в картинках Александра Бенуа. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1904.
Азбука в картинках Александра Бенуа. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1904.

«Собрание очаровательных картинок. Бодрые, веселые, полные юмора, а иногда и насмешки. В них играет неиссякаемый источник фантазии, выдумки и остроумия», - вспоминала художница Анна Остроумова-Лебедева об «Азбуке» Бенуа.

Буква А – Александр Бенуа. Иллюстрация к изданию книги М.В. Добужинского «Азбука “Мира искусства”». М.: Наше наследие, 1998.
Буква А – Александр Бенуа. Иллюстрация к изданию книги М.В. Добужинского «Азбука “Мира искусства”». М.: Наше наследие, 1998.

В 1911 году Мстислав Добужинский составляет «Азбуку Мира Искусства». Это серия акварельных шаржей на «мирискуссников», которые Добужинский сопроводил небольшими стихотворными комментариями. А - Александр Бенуа, Б - Леон Бакст, В - Водкин-Петров и так далее до литеры Я, под которой значится Степан Яремич. Всего 21 портрет. В 1995 году на аукционе Sotheby's эту «Азбуку» приобрёл знаменитый российский дирижёр Геннадий Рождественский. Частично картинки были опубликованы в различных журналах.

«Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги. Александр Бенуа – неповторенный мастер и в картинках, и в театральных постановках. Бенуа – редкий знаток искусства, увлекательный историк искусства, воспитавший целые поколения молодежи своими убедительными художественными письмами…», - Н.К. Рерих.

В раздел театральной графики вошли эскизы костюмов к опере Д. Пуччини «Богема» (1946), балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1940), опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), балету С. Лифаря «Голый король» (1940), балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1920-е), а также эскиз декорации к комедии К. Гольдони «Слуга двух господ» (1920).

А.Н. Бенуа. Польская дама. Эскиз костюма к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». 1908. Калька на бумаге, акварель, тушь. - Мужик с медведем. Эскиз костюма к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1920-е. Бумага, акварель, гуашь, тушь.
А.Н. Бенуа. Польская дама. Эскиз костюма к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». 1908. Калька на бумаге, акварель, тушь. - Мужик с медведем. Эскиз костюма к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1920-е. Бумага, акварель, гуашь, тушь.
А.Н. Бенуа. Эскиз костюма к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик». 1940. - Эскиз костюма к комедии А. Мельяка и Л. Галеви «Грелка». 1922. Оба: Бумага, акварель, тушь, карандаш.
А.Н. Бенуа. Эскиз костюма к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик». 1940. - Эскиз костюма к комедии А. Мельяка и Л. Галеви «Грелка». 1922. Оба: Бумага, акварель, тушь, карандаш.
А.Н. Бенуа. Эскизы костюмов к опере Д. Пуччини «Богема». 1946. Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь, перо.
А.Н. Бенуа. Эскизы костюмов к опере Д. Пуччини «Богема». 1946. Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь, перо.
А.Н. Бенуа. Слуга и господин. Эскиз декорации к комедии К. Гольдони «Слуга двух господ». 1920. Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь, перо, кисть, белила.
А.Н. Бенуа. Слуга и господин. Эскиз декорации к комедии К. Гольдони «Слуга двух господ». 1920. Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь, перо, кисть, белила.
А.Н. Бенуа. Пастораль. Эскиз занавеса к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». Петроград. Большой театр. 1921. Бумага, гуашь. Государственный музей А.С. Пушкина.
А.Н. Бенуа. Пастораль. Эскиз занавеса к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». Петроград. Большой театр. 1921. Бумага, гуашь. Государственный музей А.С. Пушкина.

Алекандр Бенуа - один из главных иллюстраторов Пушкина. Именно он сформировал традицию сопровождения художественных текстов иллюстрациями. Работы в области книжной графики представлены вариантами иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина «Пиковая дама» (1910) и «Медный всадник» (1916), а также книгами, оформленными А. Н. Бенуа. Среди них «Пиковая дама» (1911), «Капитанская дочка» (1919) и «Медный всадник» (1923) А. С. Пушкина, «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «Версаль» (1922), «Страдания молодого Вертера» (1926) А. Моруа, «Урок любви в парке» (1927) Р. Буалева, «Григорий Орлов» (1946) А. А. Попова и др.

А.Н. Бенуа. «Гроба с размытого кладбища/Плывут по улицам!». - «В гранит оделася Нева…». Варианты иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 1916. Бумага, литография, акварель.
А.Н. Бенуа. «Гроба с размытого кладбища/Плывут по улицам!». - «В гранит оделася Нева…». Варианты иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 1916. Бумага, литография, акварель.
А.Н. Бенуа. Сцена погони. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 1906-1916. Бумага, акварель, белила. Государственный музей А.С. Пушкина.
А.Н. Бенуа. Сцена погони. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 1906-1916. Бумага, акварель, белила. Государственный музей А.С. Пушкина.
А.Н. Бенуа. Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг. 1910.
А.Н. Бенуа. Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг. 1910.
П. Попов. Григорий Орлов: историческая поэма. Иллюстрации А. Бенуа и А. Серебрякова. Париж: издание автора. 1946.
П. Попов. Григорий Орлов: историческая поэма. Иллюстрации А. Бенуа и А. Серебрякова. Париж: издание автора. 1946.
А. Бенуа. Иллюстрации к книге А. Моруа «Страдания молодого Вертера». 1926.
А. Бенуа. Иллюстрации к книге А. Моруа «Страдания молодого Вертера». 1926.
А.Н. Бенуа. Допрос комендантом пленного калмыка. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1915. Бумага, акварель, тушь. Государственный музей А.С. Пушкина.
А.Н. Бенуа. Допрос комендантом пленного калмыка. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1915. Бумага, акварель, тушь. Государственный музей А.С. Пушкина.

Александр Бенуа работал в издательстве «Община святой Елены». Именно участие Бенуа определило магистральное направление издательство – популяризация изобразительного искусства в открытках. Это стало профессиональным кредо Общины.

А.Н. Бенуа. Ораниенбаум: Японский зал. – Церковь дворца. – Партер. СПб.: Лит. А. Ильина. 1904.
А.Н. Бенуа. Ораниенбаум: Японский зал. – Церковь дворца. – Партер. СПб.: Лит. А. Ильина. 1904.
А.Н. Бенуа. Версаль (Северный цветник). Версаль (Сад Трианона). Снег в Версале. СПб.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг. 1911.
А.Н. Бенуа. Версаль (Северный цветник). Версаль (Сад Трианона). Снег в Версале. СПб.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг. 1911.
А.Н. Бенуа. Водный партер в Версале. Амуры. 1924. Бумага, акварель, карандаш.
А.Н. Бенуа. Водный партер в Версале. Амуры. 1924. Бумага, акварель, карандаш.
А.Н. Бенуа. Версаль. Река. 1924. Бумага, акварель, белила. Опубликовано в журнале «Жар-птица». 1926, №14.
А.Н. Бенуа. Версаль. Река. 1924. Бумага, акварель, белила. Опубликовано в журнале «Жар-птица». 1926, №14.
Журнал «Жар-птица». 1924, №14. А.Н. Бенуа. Версаль. Обложка журнала работы И.Я. Билибина.
Журнал «Жар-птица». 1924, №14. А.Н. Бенуа. Версаль. Обложка журнала работы И.Я. Билибина.

Особый раздел выставки – книги из библиотеки А.Н. Бенуа, ярко представляющие общую палитру его читательских интересов. Среди них разнообразные русские и иностранные издания искусствоведческого характера с его экслибрисами и владельческими надписями. Все они буквально испещрены карандашными заметками на полях, комментариями и даже зарисовками.

Книжный и графический мир Александра Бенуа
Книжный и графический мир Александра Бенуа

Михаил Вадимович Сеславинский – известный общественный и государственный деятель, исследователь книжной культуры, библиофил, топ-менеджер. Известен как собиратель автографов, графики, редких книг начала XIX – XX века, меценат, передающий книги и рукописи в государственные собрания. Автор и составитель более 20 книг и сборников, более 300 публикаций на гуманитарные темы. Председатель Национального союза библиофилов. Награжден орденами и медалями Российской Федерации. Кавалер ордена Почетного легиона (Франция).

А.Н. Бенуа. Москва пушкинского времени. Английский клуб. 1915. Бумага, акварель, карандаш, белила. Государственный музей А.С. Пушкина.
А.Н. Бенуа. Москва пушкинского времени. Английский клуб. 1915. Бумага, акварель, карандаш, белила. Государственный музей А.С. Пушкина.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
не в рублях, а в той валюте, что будет в ходу на Страшном Суде? С учетом инкрустации имени владельца на передней панели. Сайт патриархии отчего-то эту фотку не поместил. Лишь Пархаев не удержался: http://sofrino.ru/news/yubiley-evgeniya-alekseevicha-parkhaeva/ ...
Если вы при уборке квартиры наткнулись на паука (или он на вас), из этого следует:что, как минимум 1)-вы не тщательно следите за чистотой 2)высшие силы подкидывают вам размышление. ...
----------------------------------------------------------------------------------------------- Подробнее " data-feedback-key="stream_status_468657109849366528" data-item-id="468657109849366528" data-name="Сергей Тигипко" data-retweet-id="468665159129759744" data-retweeter="G ...
Выпилил одного одессита из своей ленты. Извини, Андрюх, неприятно читать. Вроде мы повода не даём, а у вас прям чешется. ...
Я родилась в самую длинную ночь в северном полушарии кучу лет назад столько не живут Сколько себя помню, всегда в день рождения у меня под ногами хлюпала снежная каша.. Это был самый короткий и темный день в году... Последние пять лет я нахожусь в южном полушарии - и теперь день ...