
Ключ.

Но, как говорится, бодливой корове Бог рогов не даёт, и несмотря на все усилия Бенвенуто его лицо все-таки ухитрились забыть, и стали рисовать его портреты из воображения, "по описаниям".
Теперь, когда мы с вами знаем его в лицо, тем не менее, нелишне будет спросить: А почему Сэр Джон Поп Хеннесси не смог доказать свою гипотезу, хотя она оказалась верной, а мы теперь можем?
Ответ: Поп был гениальным искусствоведом. И своим третьим глазом он видел - что рисунок в Турине есть автопортрет Бенвенуто. Но он не мог объяснить, например, почему портрет Челлини с Фрески Вазари не похож на Туринский рисунок. И от маски на затылке этот рисунок тоже довольно далек... Надо было найти промежуточные портреты - например автопортрет Челлини на барельефе "Спасение Андромеды", с которого и срисовал потом лицо Челлини Вазари для своей фрески.
Сэр Джон не смог все это связать воедино, потому что у него не было ключа.
Вот он, этот ключ:
Само изображение плохо передано фотографией: в жизни этот портрет просто валит с ног своей силой, сжатыми в пружину эмоциями.
Глаза у Бенвенуто зеленоватые. Даже если рассматривать портрет с лупой, все равно нет никаких ошибок - рисунок великолепен, и в лупу мы увидим только естественные морщинки, будто рассматриваем настоящую кожу лица зрелого человека на пороге старости. Безупречный рельеф передан превосходной и умеренной игрой светотеней.
Прежде чем мы с Вами начнем ковырять его, чтобы взять пункции для физико-химических анализов пигментов и основы, прежде чем мы изучим технические фотографии в инфракрасных волнах разной длинны, или прочтем исторические свидетельства, давайте просто посмотрим на него, и постараемся понять, что же хотел сообщить нам автор.
Во всех произведениях подобного рода скрыт какой-то мессидж. Обычно, если человек, скажем, литератор, или историк - мы увидим книгу в его руках, если перец на портрете аристократ - то где-то будет его герб, у военного соответственно - латы, оружие, победитель - восседает на коне, чиновник важно позирует с лентами и орденами.
Здесь нет ничего. НИЧЕГО, кроме странного головного убора красного цвета. И этот то ли капюшон, то ли шапочка просто чуть не свел меня с ума.
Пусть это звучит нарочито, но это правда: загадку красного капюшона я не мог разгадать много лет, и мучился. Я чувствовал, что есть какой-то важный смысл в нем. Ведь это единственная деталь, за которую можно зацепиться.
Но в конце концов портрет раскололся. Он рассказал о себе и об авторе всё.
Если внимательный читатель возьмет в руки автобиографию Челлини, то он заметит, что последнее слово в ней ПИЗА.
"Я уезжаю в ПИЗУ".
И пока я не понял, что мне туда же - в Пизу, я не продвинулся. Итак, давайте туда и отправимся.
Продолжение следует.