Кладбище здравого смысла. Заур Газиев
pcnariman — 06.05.2011 Свободная республикаКак же много людей живёт, даже не догадываясь, что их жизнь и есть наказание. И можно было бы их пожалеть, если бы они при этом не портили жизнь другим людям.
В этом мире есть масса вещей, к которым нужно быть готовым. Даже если обыкновенный нож попадет в руки ребёнка, то малыш вполне может пораниться или причинить вред другим! А если нож окажется в руках у безумца? Действительно, в мире есть масса вещей, которые можно доверять лишь человеку, который знает, что с ними делать, и осознаёт последствия неправильного применения. Вот и со свободой та же история. Свобода – это не только осознанная необходимость, данная нам в ощущениях, но и ответственность, к которой нужно быть готовым.
Эффект толпы
Самое обидное для меня как для дагестанца, что наши люди, будучи от природы красивыми, умными, сильными, отважными, в каких-то очень простых, но при этом знаковых ситуациях ведут себя как скверно воспитанные дети. Какое-то время меня это удивляло, потом расстраивало, а теперь я просто с тревогой жду последствий этого. Такие отношения с реальностью ведут нас к катастрофе. Карма – вещь жестокая, но справедливая.
Судите сами, мы очень легко объединяемся против кого-то и с удовольствием идём бить толпой. Мы легко собираемся большой кучей, чтобы поглазеть на аварию или место теракта. А то, как толпой наши люди мародёрствуют при пожаре или спецоперации, тоже отдельная история! А радостное объединение против кого бы то ни было, что происходит в самых разных социальных слоях дагестанского общества?! На днях мне предложили подписать коллективное письмо против очередной некомпетентной чиновницы. Притом, что обвинения, выдвинутые в этом письме, мне кажутся обоснованными, я почему-то думаю, что в этом коллективном наезде есть что-то некрасивое. На мой взгляд, у любого текста доложен быть автор, и, если у вас есть свои какие-то конкретные претензии, высказывайте их от своего имени! Так хотя бы честно. А прятаться за спину коллективного мнения просто некорректно. Но людям это и в голову не приходит! А ведь речь идёт об образованных людях!
Ситуация в менее просвещённых слоях ещё более скверная. То, какой фурор произвела «Гнилая капуста», на самом деле является приговором нашему обществу как современному социуму. Если огромное количество людей предпочло грязные сплетни, перемешанные с элементами правды, системной критике в независимых еженедельниках, значит – мы скатились в Средневековье, где грамотных людей было мало, где газеты были не нужны. «Капусты» – это урок, который нужно извлекать, сюда входит и то, на каком языке нужно говорить с людьми, дабы донести до них те или иные важные вещи. А ещё это звоночек о том, что, по большому счёту, у нас нет СМИ, которые бы были понятны людям и пользовались бы у них доверием.
Кризис СМИ
У кризиса СМИ, конечно же, есть масса причин: и качество самих СМИ, и журналистские войны между собой, и фривольное обращение с информацией в самих СМИ, и откровенная ангажированность. Несомненно, в этот перечень причин нужно включить компанию по дискредитации независимых СМИ, проведённую ещё задолго до Интернет-войн. Кому мы должны быть за это благодарны – вопрос отдельный, но совокупный результат всего вышеперечисленного привёл к тому, что на электорат стали влиять Интернет-маргиналы. Итог примерно такой же, как и в случае с отстрелом салафитских духовных лидеров, призывающих к мирному диалогу; на людей, выбравших салафизм, усилилось влияние сторонников вооруженного джихада.
Во всём этом есть что-то до ужаса дагестанское. За сомнительным решением сиюминутной задачи люди не увидели проблемы, которые следуют после этих действий.
Разочарованный в независимых СМИ и брошенный в объятия маргиналов потребитель информации впитывает её и в результате деградирует ещё сильнее. Если реальным независимым СМИ ещё можно было отчертить границы приличий, с виртуалами это уже не сделаешь. И вот мы имеем то, что имеем – людей в одно целое теперь сбивает интерес к чему-то низменному, клеветническому и богомерзкому. Дагестан, в котором люди столетиями объединялись для того, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, чтобы построить дом молодожёнам, вместе убрать урожай, отстоять своё право быть свободным, сейчас тихо и незаметно умирает. Такое ощущение, что теперь толпа собирается только тогда, когда какого-то известного человека поливают дерьмом спрятавшиеся за никами тролли или деклассированные дамочки. Причём уже появился целый класс псевдожурналистов, которых вроде как знают, но вспомнить, что они написали или сделали в профессии, нечего! Однако они успевают отметиться во всех самых омерзительных скандалах. При этом они не способны работать, и ни один вменяемый работодатель в независимых СМИ их не трудоустроит. Я смотрю на них, и мне их жалко – люди, которым Бог дал счастье родиться людьми, добровольно сделались животными. Добавьте к этому абсолютное отсутствие понимания разницы между добром и злом, отсутствие элементарной брезгливости, что уже однозначно говорит о том, что Дагестан находится в состоянии духовной катастрофы. А в этом случае уже ни физическая красота, ни природный ум, ни личная отвага нас, увы, не спасут.
И я уже не знаю, чем эти тролли отличаются от наших дагестанских «героев», которые ездят по России с криминальными гастролями – обворовывая, оскорбляя, насилуя. Кроме того, что это мерзко уже само по себе, их куриные мозги не способны осознать, что последствием их действий становится, прежде всего, то, что русские люди все своё раздражение и негодование выплеснут на других наших земляков, которые живут человеческой жизнью, работают, растят детей…
Незрелое общество
Если посмотреть на ситуацию со стороны, то совершенно очевидно, что дагестанское общество находится в состоянии нравственного полураспада. Оно утратило то хорошее, чем обладало в прошлом, и при этом не обзавелось ничем позитивным из того, что может предложить современность. За последние десять лет ни одно негативное событие не вызвало возмущения, негодования общества. Что же должно случиться, чтобы мы вышли из этого состояния?! Сегодня на авторитетном уровне необходимо однозначно осудить клеветнические сливы и практику коллективных писем. Есть независимые СМИ, которые дают возможность обоснованно озвучивать свои позиции, не прибегая к оскорбительным действиям.
Понимаю, что есть люди, для которых понятия стыда не существует, и их не тронет призыв к благоразумию, но они должны оказаться в нравственной изоляции. Я считаю, что мы подошли к рубежу, когда люди должны определиться с тем, что они считают приличным или неприличным. Мы подошли к точке замерзания, после которой происходит некроз тканей общества. На происходящее нельзя смотреть свысока и со стороны. Всё началось с оскорбительных и лживых материалов об известных дагестанских журналистах и правозащитниках, потом перекинулось на власть предержащую, затем пошли сливы ещё более гадкие; сейчас в качестве главной жертвы оказались руководитель одной из национальных газет и один из дагестанских вузов. Конца и края этому не видно… Многие из тех, кто веселился, когда оскорбляли нас, сами стали жертвами очередной волны очернительства. Огромная часть дагестанского Интернета превратилась в огромную помойку, где неудачники всех мастей поднимают свою самооценку за счёт оскорбления людей, до которых им не дотянуться.
И ещё один аспект обсуждаемой темы. До тех пор, пока наше общество не начнёт взрослеть, само определяя для себя нравственные ориентиры и самостоятельно осуждая аморальное поведение своих членов, мы не сможем и от властей требовать какой-то нравственной принципиальности.
К сожалению, испытание свободой дагестанское общество, лишенное нравственной основы, не прошло. Вылезло хабальское нутро. Особенно омерзительно наблюдать, когда некоторые коллеги под собственными фамилиями регулярно посещают самые грязные обсуждения и оставляют свои якобы нейтральные комментарии. С какой целью? Я вижу только одно объяснение – отметиться и подпиариться. Кому война, а кому мать родная.
Система может быть несправедливой, общество может быть нерационально устроенным, но в человеке всегда должно быть что-то благородное и доброе, то, что удерживает его от постыдных поступков. Это что-то и делает нас людьми!
На самом деле в этом мире не так много вещей, в которых мы по-настоящему свободны. Но, обладая правом выбора и возможностью принимать решения, какие поступки мы совершаем? Именно те, которые соответствуют нашим настоящим духовным и нравственным потребностям. Интернет – это замечательное место, где люди оказываются теми, кем они хотят быть, и теми, кем они на самом деле являются. Получив безграничную свободу, мы, дагестанцы, превратили своё Интернет-поле в сплошное позорище. А стыдно должно быть не тем, кого там поливают грязью и на кого клевещут, – стыдно должно быть тем, кто это пишет, и тем, кто не брезгует это читать, оставляя комментарии. Они достойны друг друга. И самое печальное из всего этого, что дагестанцы, к сожалению, в большинстве своём не интересуются и не обсуждают какие-то принципиальные базовые вопросы типа свободы слова, честных выборов, борьбы с коррупцией, вопросы нравственности и морали. Подавляющему большинству интересны скандалы и поливания грязью. Я пытаюсь понять, почему так происходит и каковы последствия того, что происходит…
Как ни обидно это признавать – мы заслуживаем ту реальность, которую имеем.
|
</> |