Китиша - про мультирезонанс иглодержателя и тонарма.


Тонарм и головочка звукоснимателя должны подходить друг к другу по мультирезонансу, возникающему между иглодержателем головки и тонармом - этот мультирезонанс должен укладыватся в пределы от 8 до 11 Гц. Если мультирезонанс меньше 8 Гц - 7-6 Гц и меньше - игла не держится в канавке и выпрыгивает из неё; а если больше 11 Гц - система при воспроизведении издаёт неприятные призвуки, похожие на хруст. Проблему мультирезонанса игнорируют и замалчивают многие рекламных дел мастера - такие как Валерий Быковченко - https://dzen.ru/id/5cb0684855f3cb00b35339e1?utm_referrer=www.youtube.com&tab=articles , продавцы и коучи; они явно рассчитывают на неудачные покупки, которые заставят потребителей покупать новые головки и экспериментировать методом "тыка". а ведь подобрать головку к своему тонарму довольно просто. Но об этом часто забывают даже крутые теоретики аудио - такое недавно случилось с участником форума "мусорной пантеры" под псевдонимом "Aero". Этот замечательный человек купил головочку модели "105" той-самой китайской фабрики, о продукции которой Китиша вам недавно рассказал подробно - https://musicfromwhale.livejournal.com/47407.html . Все головочки этой фабрики имеют средний вес и среднюю вязкость подвеса иглодержателя - надо очень постаратся чтобы найти для них неподходящий тонарм - и мистер "Aero" как раз и проявил такое старание. Что такое мультирезонанс и что можно сделать если ваши головочка и тонарм вдруг не подошли друг к другу ? Читайте об этом пожалуйста дальше.
Мультирезонанс системы "иглодержатель - тонарм" легко рассчитать по формуле:

- где "с" это вязкость подвеса иглодержателя, выраженая отношением длины хода подвеса в микронах к создаваемому усилию в миллиньютонах и всё это на частоте 10 Гц; а "м" - эффективная масса тонарма в граммах, к которой прибавляется масса "шелла", на который крепится головка вместе с винтиками и гаечками. Если "шелл" несьёмный - как "шелл" типа "ТР55" в моём тонарме "Thorens TP50" - его массой можно пренебречь. Тонарм "Thorens TP50" - пожалуй лучший из недорогих тонармов - он имеет прекрасные подшипники, смещённый относительно трубки тонарма центр масс и эффективнубю массу 14 грамм, делающую его универсальным. С головочкой "Ortofon MC Samba" весом 7 грамм и имеющую вязкость подвеса 14 микрон на миллиньютоны (μm/mN) получается идеальный мультирезонанс 9 Гц.

Недаром тонарм "Thorens TP50" стал индустриальным стандартом и получил множество подражаний от других производителей. Есть калькуляторы мультирезонанса: https://www.vinylengine.com/cartridge_resonance_evaluator.php?eff_mass=14&submit=Submit и очень продвинутый калькулятор с интерактивными графиками - https://www.vinylengine.com/cartridge_resonance_evaluator.php?eff_mass=14&submit=Submit .
На рубеже 1970х и 1980х годов в моду вошли головочки с подвижными магнитами, имеющие очень вязкие подвесы иглодержателей - 20 - 26 микрон на миллиньютоны - они сделаны на базе резиновых компаундов, которые со временем высыхают и вязкость этих подвесов меняется непредсказуемым образом. Эти головочки ещё и весили 5 - 7 грамм. Они вызвали к жизни тонармы "Rega" и "SME" с эффективными массами 9,5 - 12 грамм, а также целое сонмище японских тонармиков с эффективными массами 6 - 10 грамм - такие сплошь применяются в проигрывателях "Denon" и "Sony" 1980х годов - всякие "биотрейсеры" и тангенциальные тонармики. Таковы и тонармы "Technics" - в базовом варианте у них эффективная масса равна примеро 8 грамм, но её легко увеличить с помощью тяжёленького "шелла". Мистер "Aero" может легко исправить ситуацию применив нужный "шелл". Рекорд принадлежит "SME Series III" с эффективной массой 5 грамм - он требует головок с очень вязкими подвесами. Китиша предлагает обзаводится только тонармами и головкам, чьи производители ответственно относятся к совместимости своих тонармов и звукоснималей. Есть хорошие руководства - https://korfaudio.com/blog67 - почитав их вы избавитесь от соблазна покупать что попало.
|
</> |