Китайские залы в Эрмитаже

топ 100 блогов noveltour07.02.2024

В преддверии китайского Нового года, который наступает 10 февраля, я посмотрела обновленную постоянную экспозицию, посвященную Китаю в Эрмитаже. Поискала у себя фото с предыдущей от 2014-2015 годов и не нашла, жаль. Кое-какие экспонаты я вспомнила, но таких вспомнилось немного и только в одном зале. Как выяснилось, открылась пока первая очередь китайских залов, планируется целая галерея, посвященная разным эпохам правления императоров соседней страны. В частности в конце 2024 года обещают представить залы из других династий.

Пара слонов с вазами на спине. Бронза, перегородчатая эмаль, золочение. Подставка — палисандр, резьба, полировка. Династия Цин (1644-1911) 18 век.
Пара слонов с вазами на спине. Бронза, перегородчатая эмаль, золочение. Подставка — палисандр, резьба, полировка. Династия Цин (1644-1911) 18 век.

Вот этих слонов помню точно, их создали для императора Цяньлуна (1736-1795). Когда-то они стояли либо по сторонам трона, либо при входе в один из тронных залов императорского дворца в Пекине. Фигуры символизировали мир в стране, а также считались знаками благополучия и процветания. В Эрмитаж слонов передали из Государственного музейного фонда в 20-е годы. А вот как они попали в Россию — это отдельная история.  

Вверху слева — сосуд для вина (нефрит, тушь, резьба, гравировка) и цитрусовый плод
Вверху слева — сосуд для вина (нефрит, тушь, резьба, гравировка) и цитрусовый плод "Пальцы Будда" (нефрит, резьба). Справа — чашечки из оникса. Внизу слева — фигурка выпрыгивающего из воды карпа (розовый кварц, резьба) и цветы безвременника (аметист, резьба). Все предметы династии Цин (1644-1911) 18 век.

В витринах с камнерезным искусством эпохи Цин выставлены потрясающей работы чашечки, сосуды для вина, настольные фигурки и пр. Мне не удалось снять настоящую красоту подсвеченного камня, через стекло витрины, но стоять и рассматривать эти предметы можно очень долго. 

Фляга с арабской надписью и лотосами (перегородчатая эмаль, бронза, литье, золочение) и курильница-треножник в форме древнего сосуда дин (бронза (латунь), перегородчатая эмаль, литье, роспись по эмали, золочение. Все предметы эпохи Цин ( 1644-1911)
Фляга с арабской надписью и лотосами (перегородчатая эмаль, бронза, литье, золочение) и курильница-треножник в форме древнего сосуда дин (бронза (латунь), перегородчатая эмаль, литье, роспись по эмали, золочение. Все предметы эпохи Цин ( 1644-1911)

В следующем зале представлены предметы декоративно-прикладного искусства Китая эпохи Цин из металлов и других материалов. Эти две вещи поступили в музей в 1926 и 1931 годах. Я в первую очередь обратила внимание на арабскую надпись на фляге.

 «Это совершенно удивительный предмет, — рассказывает Мария Меньшикова. — Вообще, китайская культура, или религия, если можно сказать условно, синкретична, туда входит всё: конфуцианство, даосизм, буддизм, мусульманство. На территории Китая есть мечети, самая ранняя была построена в IX веке на побережье, куда приплывали арабские купцы, на юге Китая. И император Цяньлун взял себе одну из жен (мужчины в Китае могли иметь много жён: сколько готов содержать, столько и берёшь) из мусульман, из этих районов. Она грустила по дому, и он пытался создать для нее антураж, который бы ей напоминал родные стены. И покои в одном из дворцов были украшены изделиями мусульманской тематики. Так что этот предмет, скорее всего, стоял во дворце». Источник
Вверху слева — коробка в виде стопки книг для письменных принадлежностей (красный лак, дерево, слоновая кость, нефрит, резьба) и Жуи — жезл исполнения желаний (красный лак, дерево, резьба). Справа — шкатулка с иероглифом
Вверху слева — коробка в виде стопки книг для письменных принадлежностей (красный лак, дерево, слоновая кость, нефрит, резьба) и Жуи — жезл исполнения желаний (красный лак, дерево, резьба). Справа — шкатулка с иероглифом "весна", божеством долголетия и драконами (красный и цветной лак, дерево, резьба). Внизу слева — Императорский набор туши (формовка, тиснение, резьба, гравировка, роспись, золочение). Справа — камень для растирания туши в футляре (сланец, дерево, резьба). Все предметы эпохи Цин (1644-1911)

Несколько витрин с потрясающими предметами из лака. Лак — это сок лакового дерева. Он застывает на воздухе и обладает клеящими свойствами. Лаковые изделия использовали в правящих домах. Для изготовления различных предметов на основу наносили множество слоев лака, а потом по ним резали узоры. Самый ценный — красный лак, его получали смешивая с киноварью. 

В частности, круглую шкатулку в верхнем ряду коллажа использовали для засахаренных фруктов. Но меня больше впечатлил дракон на ней и китайская «волшебная палочка» рядом:)  Жезл желаний «жуи» дарят и сейчас для привлечения удачи, долголетия и пр. 

Блюдо с драконом среди стеблей пиона и лотосов (фарфор, подглазурная роспись кобальтом) Династия Цин (1644-19111).
Блюдо с драконом среди стеблей пиона и лотосов (фарфор, подглазурная роспись кобальтом) Династия Цин (1644-19111).

В последнем открытом зале представлены изделия из фарфора. Причем кураторы постарались показать множество разных техник и росписи, и изготовления самого фарфора. В частности, розовый и зеленый фарфор, который ценился в России и в Европе. 

Верхний ряд слева — фляга с персиками и лотосами (фарфор, подглазурная роспись кобальтом). Слева — блюдо с иероглифом
Верхний ряд слева — фляга с персиками и лотосами (фарфор, подглазурная роспись кобальтом). Слева — блюдо с иероглифом "шоу" (долголетие) и летучими мышами (фарфор, надглазурная роспись красной железной краской и цветными эмалями). Нижний ряд слева — блюдо с парой драконов среди облаков (фарфор, подглазурная роспись медной краской) и блюдца с сюжетами из китайской жизни. Справа — ваза с драконом, держащим в лапах грибы линчжи (фарфор, надглазурная полихромная роспись в гамма "зеленого семейства"). Все предметы эпохи Цин (1644-1911)
«В том, что касается сюжетов, китайские прикладные искусства очень символичны, — рассказывает Лидия Поточкина, старший научный сотрудник сектора Дальнего Востока, отдела Востока. — Там каждый мотив имеет благопожелательное значение, звучание. Мы можем его даже иногда прочитать, поскольку у китайского языка есть такая особенность: очень много слов звучат одинаково, а значат разное, поэтому на какие-нибудь абстрактные понятия, чтобы их изобразить, можно подобрать слово, звучащее так же, — омофон. По этой причине изображение, например, летучей мыши является пожеланием счастья, потому что «летучая мышь» на китайском звучит так же, как «счастье». Источник 
Экран (дерево цзитань, бамбук, цветной природный лак, перегородчатая эмаль, нефрит, агальматолит, лазурит, золото, резьба, инкрустация, золотое напыление) Династия Цин (1644-1911)
Экран (дерево цзитань, бамбук, цветной природный лак, перегородчатая эмаль, нефрит, агальматолит, лазурит, золото, резьба, инкрустация, золотое напыление) Династия Цин (1644-1911)

На обратной стороне этого экрана написаны стихи императора Цяньлуна, посвященные цветущей сливе и ожиданию весны. Когда-то он стоял в Запретном городе в Пекине и выполнял как практическую функцию — защищал от ветра, пыли, так и магическую. Считалось, что злые духи перемещаются только по прямой, поэтому его ставили в дверях или за спиной императора:). 

Для сравнения было/стало нашла небольшой 3-х минутный ролик 9-летней давности. Кое-какие предметы — ширма, мебель, панно, есть и сейчас. Но большую часть экспонатов действительно поменяли. 

С наступающим Годом дракона, друзья!

#такаязима

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Здравствуйте уважаемые. Я сейчас открою вам большую тайну. Только никому не говорите, договорились? :-)) Дело в том, что монархи - это такие же люди как и вы. И, соответственно, с ними происходят различные казусы и смешные ситуации тоже. И даже на таких важных и пафосных мероприятиях, как ...
Когда мне удается довести окружающих меня милых людей до точки сборки(а бывает это регулярно)-они часто оскверняют тишину разными риторическими вопросами. Типа: -Как тебя Земля носит?! -Откуда ж такая гнида вылезла?! Или: -В кого ты такой?!!! Действительно, непонятно, в кого? Папенька-маме ...
...
Я каждый просмотр охуеваю: ну как можно делать такие невыразимо прекрасные, совершенные в каждой мелочи и в целом картины? После каждого просмотра очень сильно мотивирован становлюсь сотворить что-то тоже прекрасное, такое, совершенное. Вопрос только в том, что именно следует совершить. ...