рейтинг блогов

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

топ 100 блогов michaelson_130.07.2022
Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

16 июля 2022 года открылся после реставрации Гурьевский краеведческий музей, находящийся в здании бывшей кирпичной, купеческой лавки. Дом является лучшим образцом здания в старинном - кирпичном стиле – в Кузбассе. 

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Гурьевский городской краеведческий музей имени Александрова, был основан в 1959 году первым почётным гражданином Гурьевска – Фёдором Ильичём Александровым. 

Фёдор Александров с женой Евдокией.
Фёдор Александров с женой Евдокией.

По материнской линии Фёдор Александров был потомком донского казака Императорского Конвоя Александра II Освободителя.

Офицеры конвоя Его Величества в исторических формах.
Офицеры конвоя Его Величества в исторических формах.
Николай II с казаками Конвоя.
Николай II с казаками Конвоя.

В 1939 году Александров был уполномоченным Комиссии советского контроля СНК СССР; в 1940-е годы был секретарём Гурьевского райкома партии по кадрам. В 1945 по 1952 год был председателем горисполкома. При нём были построены лучшие архитектурные достопримечательности сталинского классицизма улицы Ленина. 

Поликлиника № 1, Гурьевск, ул. Ленина, стиль сталинский классицизм.
Поликлиника № 1, Гурьевск, ул. Ленина, стиль сталинский классицизм.

Выйдя на пенсию, Фёдор Ильич увлёкся краеведением и археологией, 

Фёдор Ильич делает раскоп на месте будущего угольного разреза
Фёдор Ильич делает раскоп на месте будущего угольного разреза "Шестаки".

и собрал богатую коллекцию различных экспонатов для создания народного музея. 

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.
Косули в экспозиции животных Присалаирья.
Косули в экспозиции животных Присалаирья.
Фёдор Ильич Александров в музее проводит экскурсию школьникам.
Фёдор Ильич Александров в музее проводит экскурсию школьникам.

С 1959 года по 1970-е годы - это был лучший краеведческий музей малого города - в Сибири.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

На здании Краеведческого музея висит визитная табличка музея с названием архитектурного стиля здания музея – «неорусский стиль». Неорусский стиль – звучит, конечно, патриотично и красиво, но интрига состоит в том, что настоящий архитектурный стиль этого памятника архитектуры регионального значения – звучит не так пафосно – кирпичный стиль.

Цитата. Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных.

Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Архитекторы и инженеры в поисках компромисса между функциональной, конструктивной и художественной составляющими стали использовать кирпич как отделочный материал.

Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки.

Купеческий дом, г. Энгельс., кирпичный стиль.
Купеческий дом, г. Энгельс., кирпичный стиль.

Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камень. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для строительства в нашем климате.

В те времена были прекрасные каменщики, способные делать из кирпича чудеса и дома в кирпичном стиле до сих пор радуют глаз и выглядят вполне достойно, они точно прошли апробацию временем.

По богатству форм и цвета кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность форм и дешевизна открыла путь массовому строительству больниц, школ,  жилых домов, промышленных объектов.

Кирпичный стиль был особенно популярен в области церковного строительства.
например, храм Покрова на Боровой улице. Архитектор Н.Н. Никонов. В Санкт-Петербурге.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Кирпичный стиль появился в эпоху историзма в конце XIX века, просуществовав 2-3 десятка лет оставил много привлекательных зданий по разным городам России.

Заводской посёлок Гурьевский завод, с 26 февраля 1804 года по 25 мая 1925 года, относился к Томской губернии. Основоположники «кирпичного стиля» в Томске - К.К. Лыгин, Т.Л. Фишель, П.Ф. Федоровский и др., создали в начале XX столетия настоящие шедевры каменной архитектуры. Один только проспект им. В.И. Ленина насчитывает десятки зданий, выполненных в этом стиле, которые отличает большое разнообразие декоративных форм. Примерами данного стиля являются такие здания, как доходные дома А.В. Швецова, Г.И. Голованова, А. Соболева, Е.И. Кухтерина, И.Г. Гадалова, а также общественные здания - учебные и благотворительные учреждения, больницы и т. д. В орнаментике этих зданий встречаются элементы средневековой архитектуры, барокко, русского и других стилей. (Конец цитаты).

Поэтому не удивительно, что в начале 20 века, богатейший купец Салаирской волости Кузнецкого уезда Томской губернии - посёлка Гурьевского завод - Нарцисс Павлович Ермолаев, 

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

заказал артели алтайских каменщиков построить кирпичную лавку в посёлке именно в кирпичном стиле. Для строительства первого каменного, гражданского дома в посёлке Гурьевский завод купец нанял одну из лучших на Алтае артель каменщиков мастера Фёдора Рогова, который был родом из алтайского села Жуланиха Барнаульского уезда. 

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Слава о каменщиках Рогова разошлась по Салаирскому краю после постройки первой каменной церкви в округе – в горном посёлке Салаирского рудника.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

До лавки гурьевского купца,  артель каменщиков Рогова построила каменную церковь Петра и Павла в посёлке Салаирского рудника, которая строилась  с 1900-го по 1907 год. Церковь поразила местное население красотой своей каменной архитектуры.

Как показало время, артель каменщиков алтайского мастера Рогова, таким образом, создала два памятника дореволюционной архитектуры в Гурьевском районе – единственные образцы дореволюционных кирпичных домов на Среднем Кузбассе.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Такого шедевра купеческого, кирпичного стиля, как дом купца Ермолаева в Гурьевске, нет на всём Кузбассе.

В 2010-х годах, в пору восстановления салаирской Петропавловской церкви архитектурный стиль церкви ошибочно назвали эклектикой – смешением псевдорусского стиля с сибирским модерном.

https://kemhistory.ru/petropavlovskaja-cerkov-v-g-salair/

На самом деле, в архитектуре Петропавловской церкви в Салаире нет элементов модерна – нового стиля в России начала 20 века - Модерн, в переводе с английского языка означает - новый: нет ни одного нового элемента архитектуры в декоре здания, который бы позволил назвать этот элемент – элементом модерна.

Терем Шадрина, стиль сибирский модерн, г. Барнаул.
Терем Шадрина, стиль сибирский модерн, г. Барнаул.

В архитектуре храма нет ни одного элемента, который бы выходил за рамки традиционных церковных стилей архитектуры России, таких как - классицизм, византийский стиль, русский стиль. Нет и другого признака архитектурного модерна – использования контраста между разными по фактуре материалами и контраста цветовой палитры - во внешнем декоре здания. Нет таких признаков модерна, как - революционные элементы, отсутствующие в старых архитектурных стилях, например, такого характерного элемента модерна как - «текучесть» архитектурных линий.

Элементами архитектуры, названные в негативном тоне - «псевдорусским» стилем, который придумал В. Курбатов, в начале 20 века, - для названия раннего неорусского стиля в России, посчитали, видимо, церковный шатёр колокольни, церковные маковки на крыше храма, и стилизованные колонки двух порталов Петропавловской церкви.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

На самом деле, в архитектурном облике церкви Петра и Павла в Салаире наблюдается доминирование одного стиля - неоклассицизма, - в лаконичном, выхолощенном виде. К элементам русской церковной архитектуры православных церквей - в облике Петропавловского храма - можно отнести только шатёр колокольни, маковки, и порталы, что слишком мало для того, чтобы переименовать неоклассицизм Петропавловской церкви в Салаире - в эклектику, - в смешение хотя бы двух стилей. Такое церковное сочетание конусного шатра и классических элементов фасада здания позволяет лишь прибавлять к названию стиля классицизм, на данном примере, приставку – нео - новый.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Цитата: Классицизм был новым направлением в искусстве, установленным на государственном уровне. В церковной архитектуре он, с одной стороны, требовал строгого соблюдения языка форм и пространственно-композиционных решений, с другой – не исключал определенной свободы творческих исканий, что и было широко использовано русскими мастерами.

Подспудно, неосознанно новые архитектурные элементы переплетались с самобытными национальными. https://pravoslavie.ru/103364.html

Один автор сравнивает архитектурный стиль салаирской Петропавловской церкви со стилем торговых рядов ГУМа и Исторического музея - в Москве, что не имеет никаких архитектурных оснований:

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Цитата: Архитектура Верхних торговых рядов выдержана в русском стиле, элементы декора заимствованы у русских памятников эпохи узоречья XVII века, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению башен Кремля и соседнего здания Исторического музея (Конец цитаты).

http://rodinoved.ru/salair/istoriya/

Где этот автор нашёл - в весьма выхолощенном неоклассицизме Петропавловской церкви Салаира – «русское узоречье 17 века», непонятно.

Несмотря на последующую, после строительства магазина купца Ермолаева, революционную, антикапиталистическую бурю гражданской войны, единственное кирпичное, гражданское здание в заводском посёлке Гурьевский завод - сохранилось.

Сын каменщика Фёдора Рогова, построившего Петропавловскую церковь в Салаире – Григорий Фёдорович Рогов, также стал подрядчиком по строительству церквей, как и его отец, но после Октябрьской революции 1917 года - в 1918 году, - спустя девять лет после того, как его отец – Фёдор Рогов - построил магазин для гурьевского купца, - собрал партизанский отряд анархистов - для грабежа и уничтожения эксплуататорских классов Алтая и Кузбасса - буржуазии, купцов, заводских и городских управляющих, военных и интеллигенции: особенно беспощадно сын строителя церквей уничтожал священников.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Таким образом, анархистская банда Рогова, уничтожала заводскую, городскую, государственную цивилизацию, ради возвращения из города в деревню - в крестьянскую, догосударственную общину, напоминая этим будущих кампучийских коммунистов Пол Пота.

Цитата: В июле-августе 1919 года объединённый отряд Рогова и Анатолия численностью 107 человек стремительным рейдом прошёл через Залесовский район разгромил в Салаире отряд колчаковцев, захватил всё вооружение.

В Салаире роговцы убили попа и дьякона, но Петропавловскую церковь не тронули, потому что её строил отец Григория Рогова (Прим. авт).

В ходе боевых действий партизанами под командованием Рогова было разрушено и сожжено 96 церквей из более чем 400, находившихся на территории Алтая (Конец цитаты).

Перед этими трагическими событиями гражданской войны - гурьевский купец Нарцисс Ермолаев - заказал построить лавку при Гурьевском железоделательном заводе той же артели каменщиков мастера Рогова, которая построила Петропавловскую церковь на Салаирском руднике.

Архитектурным стилем для купеческого магазина был выбран кирпичный стиль, ставший популярным у сибирского купечества в начале 20 века.

Например, стиль здания на Красном проспекте, 15/1  города Новосибирска, построено в начале XX века, бывший доходный дом Надежды Бузолиной, ныне – здание Аптеки, практически идентичен по архитектуре зданию лавки купца Ермолаева в Гурьевске, ошибочно относят к стилю модерн, но на самом деле, здание на Красном проспекте 15 нужно относить к кирпичному стилю, которому он соответствует, в отличие от модерна.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Дом купца Крюкова — двухэтажное кирпичное здание в Железнодорожном районе Новосибирска, построенное в 1908 году по инициативе купца Захария Григорьевича Крюкова. Занимает угол улиц Советская и Максима Горького (ул. Советская, дом 25) . Имеет такой же типа архитектуры, как здание Аптеки № 2 - на Красном проспекте, в Новосибирске, и здание Гурьевского краеведческого музея - на улице Коммунистическая города Гурьевска.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Един у этих трёх зданий не только типовой проект - Г-образный двухэтажный кирпичный дом, с входной дверью на угловом фасаде, но и стиль архитектуры – кирпичный стиль.

Также похож на эти дома двухэтажный кирпичный дом по улице Октябрьская (бывшая Болдыревская) № 47 - в Центральном районе Новосибирска – (Ново-Николаевска). Построен в 1909 году. Принадлежал И. Г. Ведерникову. Цитата: образец соединения приемов кирпичной пластики с мотивами классицизма (редкий, адекватный вывод об архитектурном стиле подобных кирпичных, купеческих домов начала 20 века – Прим. авт).

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

К кирпичному стилю относится также архитектура дома на улице Депутатская 9, в Новосибирске.

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

С 2000-х годов начался поиск названия архитектурного стиля Гурьевского Краеведческого музея.  25 февраля 2012, Лариса Максименко, в газете «Комсомольская правда», назвала стиль здания ГКМ – неоклассицизмом, чем в принципе оказалась ближе всех к истине потому, что основным источником вдохновения для кирпичного стиля является архитектурная номенклатура классицизма - дентикулы, триглиф, руст, замковый камень оконных проёмов, филенки, пилястры и т.д.

Читайте на WWW.KEM.KP.RU: https://www.kem.kp.ru/daily/25840/2812843/

В этом ряду сибирского кирпичного стиля имеет архитектурные особенности кирпичный особняк томского купца, построенный в 1900 году, на ул. Мичурина 6, в Новосибирске. 

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

Некоторыми специалистами стиль этого здания назван «неорусским». От вышеназванных кирпичных купеческих зданий дом отличается включением «токарно» силуэтно вырезанных полуколонн – пилястр в индийском стиле (типа колонн храма Хойсалешвара, Индия), 

Кирпичный стиль архитектуры Гурьевского краеведческого музея.

таким образом, эти «токарные» пилястры являются модернистским включением в кирпичный стиль особняка на улице Мичурина 6, а не элементом русского стиля. Так же, модернистским приёмом является антиарочное обрамление над арочным обрамлением пары полуциркульных окон; над ними - на тимпане бокового фронтона - филенка в виде капли; обрамления полуциркульных слуховых окон главных фронтонов - в виде замковых камней. Таким образом, в архитектуре этого кирпичного особняка нет ни одного элемента «неорусского» стиля, а есть элементы модерна, поэтому, утверждение о том, что это здание построено в неорусском стиле, безосновательно.

А можем ли мы назвать стиль этого особняка улицы Мичурина – модерном - тогда?

В фасадный ансамбль классических цитат здания - на улице Мичурина 6 - включены пилястры в экзотическом «индийском» стиле; в модерновом стиле происходит импровизация с обрамлениями окон, в виде ряда из замковых камней и сухариков - с оформлениями карнизов полуаркатурными дентикулами.  Действительно, в модерне любят соединять экзотические элементы с классическими элементами, но такие контрастные по стилю элементы в модерне обычно сопровождаются контрастным материалом, например, - камень соединяется с металлом, или деревом; также - имеют обычно контрастный цвет соединяемые - разные по стилю - элементы.

Здесь же мы видим, в новосибирском купеческом особняке, что все элементы на здании сделаны из одного материала – красного кирпича, в котором каменщики проявили импровизацию в стиле модерна с классической номенклатурой. Поэтому стиль этого здания, также относится к кирпичному стилю, а не к стилю модерн, как и все вышеназванные сибирские, кирпичные, купеческие дома начала 20 века.

Бывшая, до 2018 года, директриса Гурьевского Краеведческого музея, решила, что архитектурный стиль здания лавки Ермолаева - неорусский стиль потому, что - красиво звучит. На самом деле, у здания Гурьевского Краеведческого музея нет ни одного элемента неорусского стиля, таких как, например, утолщения на столбах, колонках – типа дынька, нет имитации русской деревянной резьбы, нет гирьки - в оконном или дверном проёме, нет закомара, кокошника, кубышки, луковицы, шатра, ананасной грани, рушника, аркатурного фриза, нет цветной росписи растительными орнаментами.

На здании Гурьевского Краеведческого музея имеются только классические элементы в кирпичном стиле: ордерные сухарики – дентикулы, триглиф, руст, замковый камень оконных проёмов, филенки, кирпичные пилястры.

Не просто любуйтесь архитектурными красотами городов Сибири – изучайте их стили архитектуры!

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Друзья, а как вы понимаете вот такую тему? Человеку с хорошим локусом контроля никто не должен, а он должен всем, с кем выстраивает отношения. Вот когда мы говорим, что родители ничего не должны, вообще ничего, даже хорошего отношения, мы имеем в виду себя в роли детей. Если же мы ...
Про то, что в Лондоне может быть теракт во время Олимпиады, не говорит только ленивый. Такого количества знамений и символов не было даже перед 9/11. Но олимпиада дело не одного дня и попытка определить точную дату катастрофы довольно тяжело. Тем ...
По Первому каналу прошел хороший репортаж о ней. И только я задумался о том, почему ее смерть не замолчали, как ведущий тут же ответил на мой мысленный вопрос: "Соболезнования родным и близким покойной выразил Владимир Путин." Все-таки Путин - человек... ...
Я часто ходил пешком и, когда возвращался домой или шел в магазин либо в центр, то на моем пути почти ежедневно попадались цыгане, которые организованно стояли по обе стороны дороги по пять человек. Они жили в гостинице рядом и днем спокойно выходили на улицу как на работу. Полицейские ...
...