Киренаика


Вообще, следует понимать, что Ливия - это во многом недогосударство. Созданное довольно искусственно и ставшее сколь-либо единым совсем недавно. Традиционное деление Ливии на Триполитанию, Киренаику и Фецан обусловлено историей этой страны - Триполитания издревле тяготела к Риму, Киренаика - к Греции, Фецан был пограничной областью между ними и историческим Сахелем. Ливия была создана в качестве некой субадминистративной единицы весьма волюнтаристски во времена Османской империи и существовала исключительно для удобства управления территорией. Взявшие под свой контроль территорию Ливии итальянцы действовали в том же ключе, и даже после освобождения страны от колонизаторов лишь в конце эпохи короля Идриса и во времена Каддафи Ливия обрела более-менее устойчивую государственность.
Тем не менее даже Джамахирия во многом отталкивалась от исторического деления страны - хотя Каддафи сделал очень важное нововведение, способствовавшее объединительным процессам - он закончил то, чем в конце своего правления занимался король Идрис - создал федеративный бюджет. Фактически деньги распределялись по территориям из центра - и интерес территорий к формированию и контролю над бюджетным процессом весьма серьёзно отражался на центростремительных тенденциях.
Однако федеративный бюджетный процесс объективно противоречил сложившейся вековой практике сосуществования племенных объединений и их руководителей. Элита племён - шейхи - в Ливии выполняли двойную представительскую роль. Они представляли племя во власти и одновременно с этим - власть в племени. Однако такое положение возможно только при лояльном или дружественном взаимном отношении власти и племени. Как только интересы племени ущемляются - оно немедленно переходит в оппозицию или становится враждебным существующей власти.
Второй весьма существенный момент связан с наличием так называемого института имамата. Он характерен для многих арабских, берберских и бедуинских племен на всём протяжении Ближнего Востока и Магриба. Суть имамата заключается в том, что шейх одновременно является административным и религиозным авторитетом племени. Безусловно, это несколько противоречит ортодоксальной практике ислама, однако в своё время даже халифы по сути являлись имамами - выступая в качестве верховных духовных лидеров, сосредоточив в руках и верховную государственную власть.
Уже поэтому шейхи племен обладают весьма серьезными властными полномочиями и крайне авторитетны среди своих племен. Слово шейха - практически закон. И именно они оказались психологически в очень сложном положении, когда вдруг им пришлось деньги, идущие с их территории, отдавать куда-то - получая взамен право бороться за возврат лишь части.

В итоге сегодня сложилась весьма простая ситуация - за что боролись, так сказать. Если шейхи поддерживали ПНС во время мятежа, так как в их интересах было сокрушение существующей несправедливой с их точки зрения системы формирования доходной части бюджета, то как раз сейчас они, добившись своего, не испытывают ни малейших желаний вновь возвращаться к временам, когда дяди из Триполи будут указывать им, куда перечислять их кровно заработанное.
Однако автономизация и фактический суверенитет Востока в бюджетном вопросе создает проблему теперь уже и для самой Киренаики. 3000 шейхов, собравшихся в Бенгази 6 марта - это очень представительное собрание почти 1500 хамулов, племен и племенных объединений исторической области.
Размежевавшись с центром, шейхи буквально сразу столкнутся с весьма неприятным фактом - месторождения находятся на территории одних кланов, труба проходит по территории других, а портовые сооружения и терминалы - в руках третьих. Как делить?
Ненавистный федеральный центр волевым и директивным порядком устанавливал правила, обязательные для всех и имел механизмы, инструменты и силу для навязывания своей воли. Отказавшись от Центра, шейхи должны будут договариваться. Проблема в том, что племенная иерархия - штука динамичная. Сегодня царь горы - один, завтра - другой. Договоренности с шейхом - это одно, а вот после его смерти с сыном - это уже другое.
Поэтому вне федерального центра Киренаика очень быстро может ввергнуть себя в бесконечные разборки между шейхами, по сравнению с которыми польский сейм времен какого-нибудь короля Августа будет образцом порядка.
Верховные шейхи Киренаики - и в первую очередь её нынешний военный лидер Исмаил Салаби - понимают эту опасность. Руководить новообразованной полуавтономией поставлен авторитет - родственник короля Идриса шейх Ахмад аз-Зубейр аш-Шариф ас-Сенусси. Ход сильный - однако все понимают, что Сенусси на данном этапе больше зиц-президент, греющий место. Собственно, нам такой конструкт знаком по своей текущей истории. И уже поэтому проблема не решена. Она лишь заретуширована и слегка отложена на потом.
Триполи, безусловно, грозит пальцем - но по сути, у него попросту нет возможности помешать процессу. Более того - прямо сразу ему придётся решать аналогичную проблему с ливийским вольным городом Мисурата, который в ходе войны стал весьма значимым игроком на ливийском поле. Неясны перспективы с контролирующими единственный достойный упоминания нефтяной бассейн Триполитании зинтанцами. Они вряд ли согласятся на фоне шейхов Киренаики отстаивать интересы ПНС в ущерб своим.
Вряд ли формальное разделение Ливии на различные государства произойдет - однако сомализация (или балканизация, как однажды сказал Саид Гафуров) после 6 марта стала лишь вопросом времени. Новый Каддафи в виду уникальности этого явления вряд ли появится - и поэтому центробежные процессы в Ливии неизбежны.