Кино-99
sova_f — 01.02.2023 Теги: Альмодовар «Банши Инишерина» («The Banshees of Inisherin»). Колин Фаррелл и Брендан Глиссон в фильме Мартина Макдонаха. Как в «Брюгге», 14 лет спустя. Я большая поклонница Мартина Макдонаха – и «Брюгге» очень люблю, и «Три билборда», все выше и выше. Этот же фильм – просто шедевр и отвал башки. Автор не разъясняет нам, кто такие банши, приходится спрашивать у гугла. Гугл говорит, что это такие феи из ирландского фольклора, которые предвещают смерть. Здесь, правда, одна ходит по фильму, не очень понятно, почему в названии они во множественном числе. Режиссер вообще не склонен ничего разжевывать. Разве что гражданскую войну в Ирландии 1920 годов подсунул в качестве очевидной параллели происходящему. Фильм же сам по себе настолько глубок, что трактовок позволяет извлечь сколько угодно. Что мне здесь видится главным – это как полукомические полутона к финалу вырастают в трагический хор, а Патрик из простоватого добряка превращается в безжалостного судью. Музыка, диалоги – все здесь совершенно. О том, что фильм безумно красив, я не говорю. Пейзажи красивые не редкость, безупречная операторская работа тоже, но здесь, вместе со сценарием и исполнением, все это вместе по тону звучания принимает какой-то библейский масштаб. Эта старуха в последнем кадре, эти животные, наполняющие дом Патрика... И если кто-то вам задаст риторический вопрос, куда подевалось хорошее кино, или будет вам рассказывать, что все хорошее ушло в сериалы, посылайте его прямо сюда, ко мне. В заключение – минутка смеха. Вот победы фильма на «Золотом глобусе»: «Лучший фильм – комедия или мюзикл», «Лучший актёр в комедии или мюзикле — Колин Фаррелл», «Лучший сценарий – Мартин Макдонах». Так-то вот. Вы думали, какой жанр у этого фильма – трагедия, притча? Теперь вы знаете: «комедия или мюзикл». Я хочу задать детский вопрос тем, кто смотрел: случилось ли вам однозначно встать на сторону одного из героев? Почитав отзывы, я увидела и тех, и других (мнений о том, что оба правы или что оба козлы, естественно, тоже хоть отбавляй).«Параллельные матери» («Parallel Mothers»). Альмодовар всегда ассоциировался у меня с мыльным сюжетом и феерией цвета. Вот и здесь. Краски вроде одни для всех, но почему Альмодовар ими пользуется, а другие нет? (Ну, может, Вес Андерсен еще). Сначала линия была одна – тот самый сюжет мыльной оперы – и если другим его нельзя, то Альмодовару можно (еще самой жизни можно, но она не в счет). Потом вдруг появилась вторая (гражданская) линия, она зависала и две линии не хотели складываться в одну. Не связались бы они у меня и после финала, если бы не Антон Долин со статьей про фильм и его место в творчестве Альмодовара. Без эксгумации прошлого оказывается невозможным зачатие будущего. Вне политики (зацикленная на карьере мать Аны гордится своей аполитичностью) неосуществима гармония в семье. Избегая честного признания травм прежних поколений, не найти общего языка с нынешними молодыми. В этой точке неожиданно и пронзительно Альмодовар, десятилетиями казавшийся самоупоенным певцом частной жизни, предстает художником одноименно национальным и всемирным, вписанным в историю и ее творящим. А Л. мне рассказал, что в Испании сейчас многие заняты поисками корней и (пере)осмыслением истории страны, и без этой гражданской повестки нынче никуда. Ну ладно, еще Долин: Перед нами сильный и простой фильм о возвращении человека к самому себе через фундаментальный опыт — обретение своего места в цепочке семейных связей. О том, что найти свое «я» возможно лишь через эмпатию, отказ от эгоизма и даже самоотдачу. Универсальным тренажером для этих чувств и становится материнство. Ну да, может быть, и так.
«Аферистка» («I care a lot»). Отзывы в сети обещали душещипательные ужасы про бедных беззащитных старичков, так что я смотреть не спешила. Оказалось не совсем то. Про старичков конечно жуть, я и сама успела за них попереживать. Но слава богу, довольно скоро нам сообщили, что фильм не об этом. Потому что у одной старушки обнаруживаются интересные родственники, завязывается неслабый триллер, бегалки и стрелялки, оторваться невозможно! Вместо жалистного кина – боевичок! Блестяще сделанный, с юмором отличным. И Розамунд Пайк невероятная – впрочем, это еще в «Исчезнувшей» было замечено, где она играла нечто похожее. И никогда в жизни мы так не болели за русскую мафию! Сквозь ужас того, что происходит в первой части фильма, возникает вопрос: неужели так просто незнамо кому получить опекунство? Не может ведь такого быть. Ответ нашла в этом комменте: Что касается фабулы — в некоторых штатах установить опекунство против воли опекаемого — не так уж сложно. В смысле — для человека со знанием законов. Но вот начать распродавать имущество — особенно недвижимость — это уже за пределами возможного для опекуна. Скажем так — по-моему, это и пресекается легко, а главное — продажа недвижимости оставляет неудаляемый след в государственных базах. Так что рано или поздно на такую Марлу выйдет DA office данного штата — неизбежно и с совершенно предсказуемым результатом. И это утешает. Рейтинг на томатах – в жизни такого не видела: 78% от критики и 34% от зрителей. То ли зрители нафиг лишены чувства юмора (черного), то ли переживания за стариков заставили его напрочь вырубиться. А еще мне кажется, или феминисток и лесбиянок тут походя обидели? По-моему, не кажется. И отдельно отмечу классный перевод на русский. В оригинале – очередной «фак ю», по-русски – «а вот это было обидно»!
«Далеко по соседству» («Quartier lointain»). Этот фильм заинтересовал меня с двух сторон. С одной – актер Жонатан Заккаи (Рэймон из Бюро легенд). С другой – режиссер Сэм Гарбарски («Ирина Палм», «Танго Рашевских»). И не в последнюю очередь – сюжет, который не может оставить человека равнодушным: что бы ты сделал, чтоб изменить прошлое? И можно ли это сделать, если представится шанс? Ответ понятен заранее, но фильм получился теплый, грустный и трогательный. Сэм Гарбарски это умеет.
П.С. Дам ссылочку на любопытный диалог про Альмодовара. Может, поэтому его последние фильмы не приводят меня в восторг.
|
</> |