Кьеркегор и Триер
ijona_tihaja — 13.03.2011 Внезапно осознала, что "Рассекая волны" Триера - практически дословная иллюстрация того, как Кьеркегор понимал веру. Это же так очевидно! И оба датчане, что как бы намекает. Сходство Триера с Достоевским, которое часто отмечают, как-то даже меркнет на фоне совпадения с Кьеркегором.Естественно, никакого открытия тут нет. Например, я сразу же нашла статью Idiocy, Foolishness, and Spastic Jesting, в которой под Кьеркегора подводятся "Идиоты" Триера же.
Я намереваюсь извлечь из повести об Аврааме ее диалектическое содержание в форме определенных проблем, чтобы увидеть, каким ужасным парадоксом является вера, парадоксом, который способен превратить убийство в священное и богоугодное деяние, парадоксом, который вновь возвращает Исаака Аврааму, парадоксом, который неподвластен никакому мышлению, ибо вера начинается как раз там, где прекращается мышление.
В "Рассекая волны" тот же самый парадокс, что в истории об Аврааме: Бесс предает любовь во имя любви же; Авраам готов убить Исаака и в то же время - в интерпретации Кьеркегора - верит, что обретет его. Вдобавок оба преступают этические законы (не убий, не прелюбодействуй) - законы, по-видимому, им самим небезразличные.
Авраам делает два движения. Он делает бесконечное движение самоотречения и отдает Исаака, – никто не может этого понять, поскольку это частный поступок; однако затем он в то же самое мгновение совершает движение веры. Это и есть его утешение. Он говорит: "Этого не случится, или, если это случится, Господь даст мне нового Исаака, как раз силой абсурда".
Перед обществом таким людям не оправдаться: как тут отличишь праведника от сумасшедшего? Коммуникация с Богом непереводима на язык рассудка, необъяснима и вообще непроницаема для внешнего наблюдателя. В "Рассекая волны" зритель, конечно, сопереживает героине, но заметьте, голос Бога он все же не слышит - Бесс говорит сама с собой. Нет, фактов, которые противоречили бы версии о том, что она сумасшедшая... кроме колокольного звона в финале.
Он может сказать что угодно, однако одного он сказать не может, и даже если б он мог это сказать, не может сказать так, чтобы другой его понял.
Колокола - это отдельный разговор. Аврааму в последнюю минуту отвел руку ангел, а Бесс? Ее некому было спасти. И чудо свершилось уже после ее смерти. Впрочем, чудеса тут вовсе не обязательны. Если бы ангел не явился, разве бы померкла вера Авраама? И хотя в истории Бесс ангелов нет, это ровно та же самая история, и даже без колоколов была бы той же.
Не буду говорить за Библию, но мне кажется, в "Рассекая волны" финальное чудо - не более чем утешение для нашего рассудка, которому так нужны доказательства и хэппи-энды. Кто-то оставил в Сети предельно честный комментарий по этому поводу: "Спасибо режиссеру за эти волшебные колокола, — его милостивую анестезию после нанесенной рваной раны". Ни Авраам, ни Бесс заранее не знали, что будет чудо, они верили без анестезиии. И фильм Триера почти до самого конца требует от зрителя такого же акта веры, именно тут зарыт катарсис!
|
</> |