Кем быть? После украинской школы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Кем быть? После украинской школы Кем быть? После украинской школы](/images/main/kem-bit-posle-ukrainskoy-shkoli-dab3bb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/julija_welboy/65145985/422806/422806_800.jpg)
Если наша украинская литература была насквозь шевченковская, про думы, про лихо, про москалив - тоскливо, но, по крайней мере, понятно, то следующему поколению предложили нечто позабористей.
Нам задавали учить про царицу, которая "скаче, бодьориться" а мой племянник изучал уже ни много ни мало "иноземну литературу", куда входила и русская. А узнала я об этом так. Слышу, поутру он бормочет какую-то тарабарщину. Я спросила: что это ты? Он говорит: учу стих. - А ну, прочитай.
Вже не дрейфує місто, мов принада,
Приваблюючи виринулі дні.
В твоїх очах дзвенять крихкі скляні
Палаци. І висить на вітах саду.
Минуле літо — гурт маріонеток,
Вниз головою, зламаних, пустих.
Та з дна, де ждуть старі лісні скелети,
Здійметься воля: ніби за ніч встиг...
(Р.М. Рильке "Поздняя осень в Венеции", фрагмент).
Он завтракал перед школой и пытался это запомнить. А до этого учил с вечера, и всё не мог выучить. Я спросила: ты понимаешь, что говоришь? Он сказал, нет.
Рильке не самый удобный поэт для заучивания наизусть даже на русском языке, а на украинском... здесь нужно быть законченным абстракционистом. Не знаю, может, где-то на Западной и Центральной Украине такие "творы" имели успех среди школьников, но для Донбасса они звучали странно. Мы были украинцы очень условные, с обычным русскоязычным сознанием, и поэтизмы вроде "Приваблюючи виринулі дні" нам ни о чем не говорят.
Мне кажется, это была ломка сознания. Человек, который с серьёзным видом может нести тарабарщину, может стать кем угодно.
|
</> |