Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит

топ 100 блогов gre4ark12.01.2021
Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит

Транспортный сервис — пока не очень понятный термин для обывателей и управленцев. То есть вроде как все понимают, что общественный транспорт не должен стоять в пробках, он должен быть безопасным и желательно недорогим, но на вопрос «а зачем нам это делать?» ответить могут далеко не все.

Пока что самое популярное улучшение «общественного транспорта» — это закупка новых автобусов и трамваев, установка остановок или ремонт путей. Почему именно это? Потому что это проще всего в текущей системе принятия решений: не нужно договариваться, мало шансов получить скандал и можно освоить большие бюджеты. В итоге мы имеем новые вагоны, которые стоят в пробках, инновационные остановки, которые быстро становятся никому не нужными и зарастают грязью, а про простую навигацию даже вспоминать не хочется.

Казань — это тот случай, когда деньги есть и очень хочется быть модными, но вот с пониманием «а зачем нам это надо?» проблемы. Это хорошо видно по местным трамваям: техника новая, но постоянно горит, а новый участок кольцевой линии скорее напоминает полосу препятствий для пассажиров.

Зачем нужен общественный транспорт?

В общем — для развития города. В частности — чтобы победить пробки, сократить время поездок, решить вопросы экологии и шума, снизить неравенство. Чем больше людей оставят свои машины дома, выбрав автобус или трамвай для поездки по городу, тем лучше будет для всех. В первую очередь выиграют сами автомобилисты, которым ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно ехать на машине.

Сколько места требуется одинаковому количеству людей для перемещения
Сколько места требуется одинаковому количеству людей для перемещения


«Скоростной» трамвай Казани

В августе 2020 года в городе открыли новый участок магистрали Большого казанского кольца «Магистраль 100-летия ТАССР». Этот кусок в 800 м включал дорогу для машин и трамвайные пути по центру, за счёт этого удалось закольцевать трамвай №5. Журналисты быстро прозвали его самым длинным в России, ведь его длина составляет 34 километра. Вот только как длина маршрута коррелирует с качеством — вопрос открытый.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Получился маршрут-франкенштейн: вроде как хотели скоростной трамвай по всем правилам советского проектирования, но что-то сделать не получилось, а что-то просто бросили. Хотя само Большое кольцо хоть и называется «магистралью», но часто это обычная улица с наземными переходами и выездами из дворов.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Например, часть маршрута проходит по обычным улицам. Да, на фото остановка и даже попытка сделать платформу, чтобы люди не выходили под колёса машин. Знатная имитация заботы о пассажирах:

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Но тут хотя бы есть обособление и можно легко перейти улицу. Да-да, водитель Лады прикинулся пешеходом, чтобы развернуться:

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


В другом месте трамвай вообще едет в общем потоке и вполне может пропустить фазу зелёного из-за одной поворачивающей машины. Ещё обратим внимание на дублирование трамвая автобусами, в итоге сейчас на улице есть трамвай №5 и автобус №5.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


И просто грустный факт: на Габдуллы Тукая расстояние между остановками трамвая... 1,8 км. На Технической же улице «всего» 1,3 км. Трамвай ходит, но до него нужно брать такси или ехать на автобусе.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Теперь давайте оценим новый участок! 

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Магистраль открывали с помпой и в юбилей Республики, поэтому денег не пожалели — павильоны и надземный переход сделали из тепличного поликарбоната золотого цвета!

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Идёшь по пыльному переходу, а вокруг всё золотое — чувство гордости переполняет!

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Нынче модно закупать низкопольные трамваи, ведь доступная среда — это очень важно! А то, что для посадки в трамвай нужно подняться на уровень третьего этажа и спуститься — это мелочи жизни.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Ну ладно, об инвалидах тоже не забыли: перед комиссией повесили подъёмники, а после быстро их зачехлили, чтобы не сломали. Как человек с инвалидностью или просто бабушка с сумкой должна его запустить — уже точно мелочи.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Ладно, а что с павильонами и платформами? Может там всё нормально и по-человечески?

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Увы, но проектировали и принимали проект люди, которые явно ни разу не ездили на хорошем общественном транспорте. Начнём с базиса: навигации нет. Вообще нет. Вы не узнаете, куда, когда и за сколько уедете. Ни схем, ни расписания, ни даже А4 с видами билетов и где их купить. Точнее, на одной опоре что-то висело на высоте второго этажа, но даже с зумом я не смог понять, что там:

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Делать навес до бордюра? Какие глупости! Да и сама конструкция павильона вызывает ряд вопросов — вряд ли вы останетесь сухими даже под навесом.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Поднимать уровень платформы до уровня пола трамвая? Видимо, раз вы зачем-то преодолели надземный переход, то этот разрыв вас уже не должен смущать.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


При том здесь умудрились не только сделать ступеньку, а ещё и забыли приблизить платформу к самому трамваю. Разрыв вертикальный и горизонтальный. В принципе, здесь можно проводить чемпионат среди пенсионеров по прыжкам с трамвая.

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


В общем, мы имеем трамвайный маршрут, который может или ехать быстро, или простоять на светофоре — сервис непостоянен, нет возможности точно планировать своё время. Ещё ваш трамвай может просто сгореть. Доступность остановок ужасная, полностью игнорируется вопрос информирования. 

Теперь ответьте на простой вопрос: кто в здравом уме будет добровольно пользоваться таким трамваем? Как такой общественный транспорт может конкурировать с личной машиной или такси? Тут в каждой детали явно и отчётливо видна позиция города: пассажир должен страдать, без машины ты неудачник и ничтожество. 

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Бывает ли иначе?

Конечно. Начнём с остановок — наши нормативы позволяют поднимать платформу до уровня пола вагона и приближать её к вагону. Вот так делают в Москве:

Москва
Москва


Если трамвай едет по центру улицы, то такие платформы — это не вопрос удобства, а вопрос безопасности, поэтому их делают по умолчанию. Да, для этого нужно сузить полосы, но тут вопрос приоритетов. Кроме того, провозная способность трамвайной линии в десятки раз выше автомобильной полосы, так что приоритет однозначен.

Москва
Москва


Притом это не какая-то московская фишка, в той же Перми так делают давным-давно:

Пермь
Пермь


Решить проблему доступности сложнее — здесь изначальная концепция и реализация низкого качества. Как мне кажется, здесь просто подняли методички и проекты советских лет. Получилась дешёвая копия киевского скоростного трамвая (но хотя бы без турникетов).

Киев
Киев


Во второй половине ХХ века такое разделение было модным и считалось прогрессивным, хотя по сути это попытка сделать хорошо для движения машин и сохранить общественный транспорт. Про доступность особо не думали, задачи пересадить людей из машин в трамвай не было. Но в Европе та же концепция реализовалась значительно лучше. Например, вот остановка метротрама Кёльна: дорога с трамваем ниже уровня улицы и с лифтами, есть вертикальная пересадка с трамвая на автобус и в метро.

Кёльн
Кёльн
Кёльн
Кёльн


Само собой, на остановках полный комплект навигации, даже пересадка отрисована:

Казанский трамвай: плохо едет, хорошо горит


Современные же трамвайные системы прокладывают просто по улице с полным обособлением, платформами и приоритетом на светофорах. В таком виде у трамвая нет проблем с доступностью, а максимальная скорость не сильно отличается от скоростного трамвая Казани или Кёльна. Плюс это гораздо дешевле.

Барселона
Барселона
Лион
Лион


Как делают современный трамвай, вы можете почитать в отдельных материалах на примере Базеля или Петербурга.

Петербург
Петербург


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Очень популярные пирожные, рецепт которых есть у любой хозяйки. Хочу предложить свой вариант эклеров – с заварным лимонным кремом. Весна, организм настойчиво требует витаминов, желудок вкусностей и душа – радости. Вот отличный ...
Американская художница Катарина Августа Карл приехала в Китай, чтобы нарисовать портрет императрицы Цыси для Всемирной выставке в Сент-Луисе 1904 года. Портретов она нарисовала несколько, на выставку попал этот. Позднее он был подарен Теодору Рузвельту, а тот отдал картину в музей. Сам ...
Калифорнийский городок Bakersfield, примерно сто миль к северу от Лос-Анжелеса. И, соответственно, около трёхсот к югу от Сан-Франциско :). — Да какое такси! Куда такси?! Я не знаю, где мы, мама! Тут какие-то заборы! Коровники! Мама, мы в аду! Мы в аду, мама! ...
Да какая разница, кто на ком стоял. Еще одно показательно-прекрасное, на этот раз по делу Мирзаева http://dima-piterski.livejournal.com/4563.html Автор объясняет, что Мирзаев правомерно и правильными средствами заступился за свою девушку супротив обидевшего ее ...
Я думаю, что такие результаты первого тура – это, конечно, хреновые результаты. ...