Казаки казакам рознь.


Села принадлежали одной волости. Старобуянские крестьяне занимались земледелием, у крестьян Царевщины земли не было - в результате финансовых афер ее всю (за исключением огородов) забрал поземельный банк. Царевщинцы промышляли отхожими промыслами и погрузкой-разгрузкой барж. Многие работали на дачников, которые строились на арендованной у банка земле.
В Старом Буяне сильны были позиции с.-д., Царевщина была под контролем эсеров - прекрасный образчик возможного симбиоза партий.
Царевщинские эсеры завоевали высочайший авторитет среди крестьян весной 1905 года.
Половина села, как уже говорилось, занималась разгрузкой-погрузкой хлебных барж. Купцы платили по 3-4 рубля за тысячу пудов. Работая по 12-14 часов в сутки крестьяне могли заработать 1 руб. 20 коп. - конные с телегой, 70 коп. - пешие. Эсеры объяснили крестьянам, что надо объединиться и сообща рубить бабло с купцов.
В мае 1905 года купцы столкнулись с ценником 25-30 рублей за тысячу пудов. Купцы покрутили пальцем у виска и послали агентов-вербовщиков в Старый Буян. Агенты вернулись ни с чем.
Попробовали спаивать крестьян. Эсеры провозгласили сухой закон и выставили у винной лавки вооруженный караул.
Купцы пожаловались на забастовку в Самару. Из Самары прибыла сотня казаков под командой исправника. Исправник увидел, что в селе все трезвые, никто не хулиганит и на улицах полный порядок - привлекать не за что. Купцы сдались и раскошелились.
Так вот. Крестьянская милиция волости вооружилась охотничьими ружьями и полицейскими револьверами. Собиралась в минуту по набату (минитмены прям). 16 ноября в Старый Буян приехали жандармский подполковник Битепаж, становой пристав Студенский и полицейский сотник Тихонов. Милиция их никуда не пустила, Князев заявил, что говорить не о чем.
19 ноября из Красного Яра сообщили, что в волость движется сотня оренбургских казаков во главе с вице-губернатором Кондоиди. В минуту собралась милиция. Пришел отряд из Царевщины. Оренбуржцы имели репутацию самых отмороженных бандитов и крестьяне приготовились умереть, но не сдаться.
В 10 утра казаки ворвались с гиканьем в Старый Буян и были тут же окружены вооруженной толпой. Казакам было заявлено, что если хоть один попробует достать оружие - замочат всех без всякой пощады.
Подъехала коляска вице-губернатора Кондоиди. Кондоиди был умным человеком, все понял сразу. Он отослал казаков на пять верст от села и принялся уговаривать крестьян подчиниться центральной власти, так как революция идет на спад и никто их не поддержит. Обещал амнистию. Крестьяне его не послушали, но своей смелостью Кондоиди авторитет завоевал. Кроме того, он вынес из беседы тот факт, что оренбургские казаки, особенно после их художеств в Бугурусланском и Бузулукском уездах - красная тряпка для крестьян.
По возвращении в Самару, умница Кондоиди потребовал убрать из Самарского уезда оренбургских казаков и запросить центр прислать уральских казаков из староверов, как народ рассудительный и обстоятельный. 26 ноября к Царевщине подошли две сотни уральцев и вызвали милицию на переговоры. Казаки обещали никого не трогать и указали на тот факт, что в Самаре восстание подавлено и поддержки ждать неоткуда. Крестьяне посовещались, рассудили, что уральцы - это не оренбуржцы, и приняли их условия. Уральцы встали в отведенных избах на постой, никого не трогали. Через день вернулось волостное правление.
Через два месяца, когда все вошло в колею, власти уральцев сняли и произвели аресты зачинщиков.
Сайт "Историческая Самара" отчего-то не дал себе труд дочитать сборники документов "1905 год в Самарской губернии" и крупно облажался http://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai
|
</> |