После создания указом президента РФ
Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и назначения на
должность полномочного представителя Александра Хлопонина, интерес
к данному региону со стороны политического и экспертного сообщества
значительно возрос.
Между тем, не секрет, что основными источниками формирования
общественного мнения о Северном Кавказе является сайт террористов
Кavkazcenter.com наряду с сайтом «Кавказский узел», первый из
которых находится под контролем ваххабитских радикалов и
непримиримых исламистов, а второй обязан своим существованием
западным грантам и правозащитному движению «Мемориал». Эти две
информационные структуры оказывают на общественное мнение (в
особенности на молодёжь) самое масштабное влияние в регионе и за
его пределами.
В то же время, адекватного медиа-ответа на подобную информационную
угрозу до сих пор не существует. Отсутствие конкурентоспособного, а
главное, не ангажированного противниками сегодняшней власти
информационного ресурса по северокавказской тематике осложняет
работу и новому полпреду президента в СКФО.
Модернизация Северо-Кавказского федерального
округа сформулированная президентом в качестве главной задачи,
стоящей перед Александром Хлопониным осложняется в первую очередь
тем, что по сей день в этом регионе продолжается отток русского
населения, то есть, наиболее квалифицированных кадров, которые так
необходимы сегодня для модернизационного скачка Кавказа.
Подавляющее большинство русских, покинувших республики Северного
Кавказа в период с 1989 по 2010 годы, – это учителя, врачи, рабочие
высокой квалификации, инженеры, специалисты в области высоких
технологий и научные работники. Именно по этой причине, например,
почти полностью бездействуют предприятия оборонно-промышленного
комплекса в Дагестане, в свое время обеспечивавшие до 80%
дагестанской экономики. И это лишь один из целого ряда
примеров.
Совокупность подобных факторов в значительной степени и привела
ситуацию к тому экономически депрессивному состоянию, с которым
сегодня призван бороться Александр Хлопонин.
Не смотря на то, что отток русского населения продолжается,
действующие на Северном Кавказе правозащитные организации, в числе
которых фонд «Мемориал», СОВА и т.п., фиксируют только те случаи
нарушений, которые касаются исключительно притеснений
представителей северокавказских этносов со стороны местных органов
власти и федерального центра, в особенности, со стороны силовых
структур. В то же время совершенно не придаются никакой огласке и
рассмотрению факты нарушения прав русского населения, в частности,
факты притеснения русских со стороны как местной власти, так и
«титульного» населения республик СКФО. Такой же тон поддерживают
Кavkazcenter.com и «Кавказский узел». Из-за этого создаётся
исключительно однобокая картина происходящего на Северном Кавказе,
а это, в свою очередь, служит причиной возникновения ряда серьезных
проблем для руководства России в отношениях с такими западными
структурами, как Совет Европы, ОБСЕ, Европейский парламент,
Комиссия по правам человека и др.
Как ни странно, но в этом же ключе работают и местные СМИ республик
СКФО, подконтрольные республиканским властям, а именно, замалчивают
факты притеснения русского населения. И если правозащитники с
экстремистами пытаются столкнуть между собой федеральное
руководство РФ и западные структуры, занимающиеся мониторингом
ситуации с правами человека, создавая тем самым политические
проблемы для российской власти, то в ситуации с местными СМИ мотивы
совершенно иные.
Республиканские власти боятся огласки фактов притеснения русского
населения и освещения тренда оттока русских с Северного Кавказа в
связи с тем, что не хотят портить общей имиджевой картины в своих
республиках, которая сказывается в конечном итоге на объёмах
финансирования из федерального центра в эти тотально дотационные
регионы.
Таким образом, в отношении темы оттока русских из республик
Северного Кавказа, включая Адыгею, складывается своего рода
«заговор молчания». Местным властям невыгодно афишировать эти факты
по экономическим соображениям. Внешние же, преимущественно западные
правозащитные фонды и курируемые ими СМИ, создают однобокую картину
происходящего, пытаясь легитимировать усиление политического
давления Запада на российское руководство.
В этом контексте основной задачей российских властей становится
проведение научного социологического исследования, призванного
восстановить полноценную картину происходящего на Северном Кавказе
для того, чтобы выявить причины оттока русских, описать их, и
немедленно приступить к выработке конструктивных решений этих
проблем.
Эти решения, в свою очередь, должны устранить катализаторы оттока
русских с Северного Кавказа, со временем обратить ситуацию вспять и
привести к началу притока русских в СКФО. Только возвращение
высокоспециализированных русских кадров и насыщение кавказской
инфраструктуры русскими специалистами по индустриальному и
аграрному комплексам решат те модернизационные задачи, которые
поставлены перед Хлопониным.
В конечном итоге, общее оздоровление этого региона, инициированное
притоком русских, должно спровоцировать его переход разряда
убыточных в категорию регионов-доноров.
Эмпирическое исследование, проведённое авторами доклада «Северный
Кавказ: Русский Фактор», (опубликован весной этого года) вносит в
эту картину свои коррективы и дополнительные аспекты.
Во-первых, Северо-Кавказское новостное агентство, появившееся
недавно и активно поставлявшее фактический материал авторам
доклада, ставит своей задачей создать информационный ресурс,
который своей деятельностью сбалансировал бы однобокую
антироссийскую картину, формируемую уже названными порталами,
аналитическим центром СОВА и подобными ресурсами. Во-вторых, сам
доклад вносит в повестку дня проблему геополитической
дестабилизации Северного Кавказа, в частности, описывает
последствия воздействия западного вектора на Северный Кавказ, целью
которого является его «отрыв» от России, перевод этого региона и
постановка его под геополитический контроль Запада.
Средствами достижения этой цели являются как раз стимулирование
оттока русского населения, утрата административного и военного
контроля над регионом со стороны федерального центра. В этой связи
«Русский вектор» на Северном Кавказе должен быть направлен на
стабилизацию ситуации, на сохранение территориальной целостности
России – то есть, на сохранение Северного Кавказа под
геополитическим контролем Москвы.
Кроме того, доклад описывает историю оттока русских с Северного
Кавказа, начиная с конца 60-х, вскоре после «грозненского
восстания» 1957 года, когда русские начали уезжать в результате
этнического давления со стороны реабилитированных Хрущёвым
чеченцев, и заканчивая двухтысячными годами. В нем приводится
статистика оттока русских по годам и регионам. Так Дагестан в
период с 1979 по 1988гг. покинуло более 31 тыс. русских,
Кабардино-Балкарию три с небольшим тысячи, Северную Осетию около 20
тыс., а Чечено-Ингушетию более 56 тыс. человек.
Но уже за следующее десятилетие количество уехавших русских
стремительно увеличилось. Причины этого: начавшийся геноцид русских
в Чечне, стремительная этнизация и рост сепаратистских настроений,
распространение исламизма и, в конце концов, первая и вторая
чеченские кампании. С 1989 года (последняя советская перепись
населения) по 1998 (последний год «хасавюртовского мира») Дагестан
покинуло около 35 тыс. русских, Кабардино-Балкарию более 7 тыс.,
Северную Осетию около 9 тыс. человек. Рекордсменом, естественно,
стали Чечня и Ингушетия – более 256 тыс. только добровольно
уехавших. К ним стоит прибавить насильственную «убыль» ещё 9 тыс.
человек, и это согласно только официальной статистике.
Сколько же русских «убыло» в период дудаевского геноцида в
отношении русских, установить сейчас довольно сложно. Если по
данным переписи 1989г. общая доля русских в северокавказских
республиках достигала 26% (в абсолютных цифрах - 1359 тыс. чел.,
при общей численности населения республик - 5305 тыс. чел.) и
варьировала от 9% в Дагестане до 68% в Адыгее, то уже к последней
переписи 2002г. этот показатель упал до 15%, или 994 тыс. человек.
То есть, с 1989г. по 2002г. отрицательное сальдо численности
русского населения составило более 360 тыс. человек.
При этом индекс представленности (ИП) русских среди руководителей
органов государственного управления в Северо-Кавказских республиках
продолжает снижаться. Если в 1989 году отношение количества
представителей титульных этносов среди руководителей органов
государственного управления и их структурных подразделений к
руководителям из числа русских в Кабардино-Балкарии составляло
0,57, то в 1999г. этот же индекс в Кабардино-Балкарии составил
0,47. То же в других республиках: Северная Осетия – 0,58 в 1989г.
против 0,36 в 1999 году и т.д. Притеснения русского населения в
Северо-Кавказских республиках не закончились в двухтысячных. Так в
2005-2007гг. по данным Госкомстата Карачаево-Черкесскую республику
покинуло не менее 20 тыс. человек (10,7% от общего числа русских в
КЧР). Более 22 тыс. чел. (около 9% от общего числа русского
населения) выехало из относительно спокойной
Кабардино-Балкарии.
Современные социологические опросы показывают, что русское
население по сей день склонно к отъезду из республик Северного
Кавказа: около одной трети опрошенных. Так, 31% русских жителей
Нальчика (Кабардино-Балкария) хотят уехать в другой российский
регион, а среди кабардинцев и балкарцев таких только 9%. Во
Владикавказе о желании покинуть Северную Осетию заявили 17% русских
и 9% осетин, в Майкопе – 28% русских и 1% адыгейцев. Значительная
часть русских считает складывающиеся в регионе межэтнические
отношения плохими. В Ингушетии так считает половина русских и
только 9% ингушей. В Карачаево-Черкесии – четверть русских, 8%
карачаевцев и 11% черкесов.
Русское население Северного Кавказа открыто говорит об ограничении
своих прав. В Ингушетии об этом говорят 57% русских и 25% ингушей;
в Чечне – 40% русских и 21% чеченцев; в Кабардино-Балкарии – 29%
русских, 9% кабардинцев и 21% балкарцев; в Дагестане – 17% русских
и 13% дагестанцев. Во Владикавказе о неравенстве для разных этносов
возможности получения высшего образования заявили 54% опрошенных
русских и 25% осетин; в Грозном – 40% русских и 17% чеченцев; в
Назрани – 43% русских и 16% ингушей; в Нальчике – 54% русских, 56%
балкарцев и 25% кабардинцев.
Об этническом неравенстве при трудоустройстве заявляют 56% русских
в Карачаево-Черкессии; в Чечне – 79%; в Кабардино-Балкарии – 73%; в
Адыгее – 68%. О связи своего этнического происхождения с тяжелым
материально-экономическим положением заявляют 18% русских
Карачаево-Черкессии, 20% русских Дагестана.
2/3 русских Северного Кавказа заявили о неравенстве по этническому
признаку в вопросе о возможности быть избранным или назначенным на
руководящие посты, а более 13% назвали себя жертвами унижения или
оскорбления на основании своей русской или православной
идентичности.
В 2010 году отток русских продолжился. Сегодня основной причиной
миграции русского населения с Северного Кавказа в другие регионы
России становятся экономические предпосылки – низкий уровень жизни,
безработица, клановость, всё больше поражающая органы власти и
экономические институты республик Северного Кавказа
Таким образом, изменение этнических пропорций в северокавказских
республиках происходит в пользу титульных этносов, удельный вес
которых вырос с 66% до 80%. Удельный вес остального населения
сократился с 34% до 20%. Это привело к значительным изменениям
политического, экономического и культурного пространства, в котором
представители нетитульных этносов начинают ощущать усиливающийся
дискомфорт. Это, в свою очередь, означает, что без приложения
серьезных усилий по изменению социального климата по отношению к
русскому населению на более благоприятный, задача возвращения
русских на Северный Кавказ остается утопией.
Только в том случае если государство осознает, что для заявленной
модернизации Северного Кавказа необходимо массовое возвращение
русских в СКФО, а значит и создание для этого соответствующих
условий, цель может быть достигнута в обозримом будущем.
|