Каспару Давиду Фридриху 250!
pro100_mica — 05.09.2024Мои пейзажи не являются точными изображениями
воздуха, воды, скал и деревьев, а отражением души и эмоционального
наполнения этих объектов, – писал сегодняшний юбиляр,
живописец, выдающийся представитель немецкого романтизма Каспар
Давид Фридрих, глубоко одухотворённые, часто
меланхолически-созерцательные пейзажи и картины-симфонии которого
составили целую эпоху в изобразительном искусстве Германии
Странник над морем тумана, 1818 год. Холст, масло. Гамбургский
Кунстхалле
Каспар Давид ФРИДРИХ
Жизнь Каспара Давида с самого начала не была
наполнена радостью и безмятежностью. Рос он в атмосфере
религиозного аскетизма. Когда мальчику исполнилось семь лет, умерла
его мать, затем две сестры. А через шесть лет погиб один из его
братьев – спасая самого Каспара, провалившегося под лёд во время
катания на коньках. Эту потерю впечатлительный подросток воспринял
очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Отсюда
скорбь, тоска и меланхолия, присущие его творениям.
Туман, 1807 год. Холст, масло.
Теченский алтарь. Крест в горах 1808 год. Холст, масло. Дрезден,
Альбертинум
Теченский алтарь. Крест в горах. Фрагмент
Одна из ключевых картин Фридриха Теченский
алтарь для капеллы замка Богемии. Сама идея заменить композицию
на религиозный сюжет – алтарь – на пейзаж неслыханна. Вместо
канонического изображения Голгофы крест с распятым Христом воткнут
в камни утеса, а само распятие – ствол одной из свежесрубленных
елок, которые покрывают холодный утес мрачной тенью. Здесь образ
природы становится носителем сакрального смысла. Этот образ
новаторский и очень сильный. Загадочный...
Монах у моря, 1808-1810 годы. Холст, масло. Дворец
Шарлоттенбург
Пейзаж с величественными горами, 1810 год. Холст, масло.
Международная арт-галерея Эритаж, Москва
Меловые скалы на острове Рюген, 1818 год. Художественный музей в
Винтертуре, Швейцария
Картина написана во время медового месяца. Себя
и молодую супругу Каролину Фридрих изобразил в виде деревьев,
касающихся друг друга ветвями. Это не конкретное место, а вид,
созданный на основе множества набросков, сделанных по всему
острову.
Зимний пейзаж перед собором, 1811 год. Холст, масло. Лондонская
Национальная галерея, Лондон
Женщина встречающая рассвет, 1818-1820 годы. Музей Фолькванг,
Эссен
На паруснике, между 1818 и 1820 годами. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж
Восход луны над морем, 1922 год. Старая национальная галерея
Лес при лунном свете, 1823-1830 годы. Старая Национальная Галерея,
Берлин
Мужчина и женщина, созерцающие Луну, около 1824 года. Старая
национальная галерея
Женщина у окна, 1822 год. Государственный музей Берлина
На картине Каспар Давид Фридрих изобразил свою
жену Каролину, стоящую у окна его мастерской в Дрездене. Интерьер
помещения холодный и аскетичный, а пейзаж за окном полон жизни:
голубое небо с облаками и виднеющиеся вдали зеленые тополя.
Большая ограда, около 1832 года. Галерея новых мастеров,
Дрезден
Горы-великаны, 1830-1835 годы. Холст, масло. Государственный
Эрмитаж
Мечтатель (Руины монастыря Ойбин), около 1835 года. Государственный
Эрмитаж
Вечерний пейзаж с двумя фигурами, 1830-1835 годы. Государственный
Эрмитаж
Морской берег в лунном свете, около 1835-1836 годов. Холст, масло.
Гамбургский кюнстхалле
Этапы жизни или Три возраста жизни, 1835 год. Музей изобразительных
искусств, Лейпциг
Портрет Каспара Давида Фридриха, около 1808 года. Холст, масло.
Кунстхалле
Герхард фон КЮГЕЛЬГЕН
К романтизму, с размышлениями под луной и бескрайними небесами в Германии охладели ещё до смерти Фридриха, уютные бюргерские улочки с желтыми фонарями постепенно сменяли таинственные лесные тропы. А живописец оставался верен ландшафтам южной Германии и Балтийскому побережью, диким скалам, пустынным дюнам – непознанной природе и человеку-созерцателю в центре. Последние годы много болел и очень нуждался, выживал только благодаря поддержке друзей.
|
</> |