Каспар Фридрих. День рождения.


Автопортрет
Каспа́р Дави́д Фри́дрих (5 сентября 1774, Грайфсвальд, Шведская Померания — 7 мая 1840, Дрезден, Королевство Саксония) — немецкий живописец и рисовальщик (в том числе акварелист), пейзажист, один из ключевых европейских художников XIX века; в паре со своим другом Филиппом Отто Рунге — крупнейший представитель раннего немецкого романтизма, лидер кружка так называемых дрезденских романтиков. Член Прусской (с 1810) и Дрезденской академий художеств (с 1818).

Родился будущий художник в простой семье, его отец был мыловаром. Еще в совсем юном возрасте он лишился родителей и потерял большую часть своей ближайшей родни.

Знакомство с романтическим направлением в живописи состоялось в Дрездене после окончания Датской королевской академии изящных искусств. Художественный стиль Фридриха испытал серьезное влияние многочисленных мастеров романтизма, воздействие оказало и знакомство с Гете, философом Карусом и другими великими людьми эпохи.

Каспар Давид Фридрих был дружен с русским писателем Василием Жуковским. Их дружба продлилась практически 15 лет. Жуковский часто ездил в гости к художнику и подсадил на его пейзажи русскую царскую фамилию и дворян из своего окружения. По просьбе Жуковского художником была написана картина, на которой изображён сам писатель в компании Тургеневых - Ивана и Сергея (последний на тот момент недавно скончался, картина была призвана запечатлеть боль утраты).

Благодаря этой дружбе в России собирается неплохая коллекция Каспара Давида Фридриха. Восемь работ принадлежали царской семье, девять живописных полотен и пятьдесят рисунков были в собрании самого Жуковского. Впоследствии в государственные музеи — Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — они поступали также и из частных коллекций князей Вяземских, Барятинских и других.

Художник создал много полотен, отражающих реальные или выдуманные объекты, например, плавающие в воздухе храмы или ангельские фигуры. Некоторые из картин мастера сближаются по эстетике и стилю выполнения с произведения в типично немецком стиле бидермайер.

Художник приобрёл известность благодаря скандалу с мистической картиной "Крест в горах" (1808 г.): кто-то пустил слух, что мрачный пейзаж с крестом будет выставлен в алтаре капеллы замка Течен вместо традиционного образа Спасителя. Оказалось, что ни в каком алтаре картину выставлять не собирались, но скандал сделал имя художника известным всей Пруссии, а «Крест в горах» стал с тех пор называться «Теченский алтарь».

Романтизм Фридриха имеет выраженный налет мистицизма и некоторой меланхоличности. В его работах часто встречаются мотивы кладбищ, крестов, придорожных распятий, далеких городов и стоящих далеко в море парусников. Эта тема одиночества и отрешенности от бурных радостей жизни в целом характерна для романтической живописи той эпохи, но у этого художника работы приобрели специфическую окраску, что сделало их легко узнаваемыми.

Названия его картин внушают не только трепет, но и определённого рода волнение: «Могила великана в снегу» (1807), «Странник над морем тумана» (1818), «Двое, созерцающие луну» (1819–1820), "Вход на кладбище" (1825), "Монах у моря" (1808-1810).

Некоторые произведения мастера кажутся очень современными и иногда с трудом ассоциируются с живописью, созданной в начале XIX века. Например, полотно «Северный Ледовитый океан», которое раньше носило название «Крушение надежды», выглядит абсолютно современным и даже авангардным в свободном обращении художника с цветом и передачей форм и динамики ледяных глыб.

Своеобразным программным произведением художника принято считать картину «Этапы жизни». На ней изображены трое взрослых и двое детей – представители разных возрастов, возможно, представители нескольких поколений одной семьи. Интересно, что они гуляют на берегу моря, в котором находится ровно столько же кораблей разных размеров. Проводится четкая ассоциативная линия с размерами парусников и возрастом персонажей.

С 1824 года мастер становится профессором Академии художеств в Дрездене. После него остались довольно многочисленные афоризмы и размышления о роли искусства. Уже через 11 лет художник не смог продолжать заниматься любимым делом. Он заболел и оказался парализованным. Все что он мог делать в этот период – это рисовать сепией, создавая работы небольшого размера.

Жизнь талантливого художника закончилась в нищете в любимом им Дрездене. Ему было всего 65 лет. На долгие годы его искусство было в забвении, вновь став популярным только в начале прошлого века с расцветом сюрреализма. Некоторые полотна мастера вполне могут считаться первыми опытами в этом направлении.

Текст https://ludirosta.ru/post/kaspar-david-fridrikh_4906
Марки из интернета
|
</> |