Картинки в книжках. Часть 3
l_eriksson — 01.06.2011Траугот. Иллюстрация к сказке Андерсена «Дикие лебеди».
Кто еще мне нравился из иллюстраторов?
Траугот (сказки Андерсена, Гофмана, Гауфа). Бисти (японцы, прежде всего – Акутагава). Митурич (книги о путешествиях, о природе). Гариф Басыров (американская фантастика).
Траугот. Ручей из Тюрингии.
Бисти. Иллюстрация к новелле Акутагавы «В стране водяных».
Май Митурич
Гариф Басыров. «Год одиночества» Шевелев
Есть еще тип иллюстраций очень ценный для читателя. Если перед нами книга реалистического стиля, написанная о том или ином времени, той или иной стране – художник может помочь автору перенести читателя в мир мельчайших, тонко проработанных деталей. Мода, оружие, средства передвижения… Честь и слава художникам, воссоздающим историческую достоверность! Можно изучать историю по прекрасным иллюстрациям к некоторым книгам!
Стилизация орнаментов, художественных стилей, те же «буквицы» – тоже важная черта хороших иллюстраций. Как иллюстрировать, к примеру, сказки народов мира, не следуя примерам традиционного искусства той или иной страны?
Каким иллюстратором хотела бы быть я? Конечно, я нещадно подражала тому же Калиновскому. И, прежде всего, в разнообразии техник. Не стиль мой должен был бы быть узнаваемым, а подход: каждая книжка – разная! Повторяться и быть узнаваемой с первого взгляда я бы себе запретила.
Одна из первых моих иллюстративных работ, попавших на выставку, которую очень хвалил мой папа, была иллюстрацией к «Евгению Онегину». Я нарисовала два портретных силуэта в профиль. Онегина и Ленского. Все, что я могла сказать о Ленском – взвинчено-экзальтированный, всклокоченный, юный, порывистый, чистый, не очень умный (с дисгармоничными, хотя и достаточно приятными чертами). И об Онегине – очень умный (я попыталась показать это в гармонии и соразмерности пропорций черт лица), очень спокойный, спокойный более, чем ему самому хотелось бы. Он – словно старше своего внешнего возраста, холоден сердцем, и сам этому не рад. Но он вовсе не злодей. Его профиль прорисован с любовью, Татьяна я или не Татьяна, в конце концов!
Оценены были иллюстрации к «Геккльберри Финну» Марка Твена и некоторым стихам Овсея Дриза.
По-прежнему я считаю, что лучший возможный иллюстратор книги – это ее автор, если он умеет рисовать. Пишущие художники часто создают удивительные, ярко представимые миры. Идеал в этом отношении Туве Янссон.
Она не только своих "мумиков", она и Толкина иллюстрировала, кстати:
Взрослая литература очень часто современными издателями оформляется с привлечением репродукций с картин. Эта идея мне страшно нравится!
Нет ничего лучше созвучия равных, ненамеренного, случайного совпадения взглядов, созвучия душ – такова сама любовь! Есть целые книжные серии, оформленные так, и мне они очень нравятся.
Несколько лет назад мы со старшеклассницей-дочерью играли в такую игру: иллюстрировали ее читательский дневник картинками из моей огромной коллекции репродукций, выдранных некогда из журналов «Работница», «Огонек» и разных других. Запомнился мне поиск Уайльдовского Дориана Грея среди множества портретов молодых людей! Нашли! Нашли красавца, среди одного из портретов молодого итальянца эпохи возрождения. Красивого, чуть тронутого пороком и очень испуганного… Кстати, по тексту встречалось упоминание о том, что Дориан любил наряжаться в костюмы разных стран и эпох, так что – все нормально, это он, он!
Найдены были и Саня и Катя «Двух капитанов» Каверина, и многочисленные Диккенсовские герои, и многие другие. Те два читательских дневника с подобранными иллюстрациями остались одной из самых дорогих семейных реликвий, этапов взросления...
На этот пост меня сподвиг пост моей подруги helgenka , ныне пребывающей в радостном и ответственном статусе молодой бабушки и начинающей собирать красивую сказочную библиотеку для любимого внука! Ей я и посвящаю эти свои размышления.
И с удовольствием услышу-увижу мнения моих друзей о книжных иллюстрациях.
Продолжение, возможно, последует.
|
</> |
"Страсти" - Басыров, а "Год одиночества" - не та картинка.