Картины и фарфор из Рыбинска


Бывая в провинциальных художественных музеях, знаешь, что возможно встретишь картины известных художников. Коллекции таких музеев, как и рыбинского музея-заповедника, образовывалась из собраний окрестных дворянских усадеб, позже дополнялись поступлениями из хранилищ художественных произведений Москвы и особенно Петрограда (Ленинграда).
Одна из картин привлекла внимание сходством с известной картиной Василия Перова. Нарисовал ее соученик Перова по Академии художеств А.А. Попов.
Картина «Тройка» изображает игру деревенских детей. Поднимая пыль, бегут по дороге трое ребятишек. Босоногий светловолосый мальчуган в розовой рубашке отчаянно размахивает кнутиком, погоняя двух «лошадок» – ребят, обутых (для пущего топота «подкованных» ног) в тяжёлые сапоги. Истомленно закинув голову, бежит одетый в рваную зелёную шубейку «коренник». «Пристяжной» неожиданно оказывается одетым во вполне приличный городской костюмчик. Картина поступила из не сохранившейся до наших дней усадьбы Малое Юршино под Рыбинском, принадлежавшей дворянам Лютерам. Возможно, она была заказана кем-то из дворян Хомутовых – родственников жены И.И. Лютера. По-видимому, владелец заказал художнику запечатлеть то ли своё счастливое детство, то ли своего сына, растущего вместе с народом.
Никаких сведений о том, что Перов видел картину Попова и предложил своё истолкование темы, куда более глубокое и трагичное, нет. Вместе с тем и позы изображённых, и зелень рваненькой шубки центрального персонажа действительно напоминают ту, перовскую работу.

Хрестоматийная картинка — эскиз полотна «Петр I допрашивает царевича Алексия Петровича в Петергофе», Н.Н. Ге, 1874.
Допрос вряд ли проходил во дворце Монплезир, он тогда ещё не был достроен, и Пётр I никогда не допрашивал сына тет-а-тет. Но Ге не бежал за достоверностью, ему было важно показать психологический момент драмы в семье императора.

Картина И.И. Шишкина «Сосна на песке», 1884, считается ярким
примером зрелого, выработанного стиля, тонкой передачи настроения
через образы родной природы. Дерево, ставшее главным персонажем
пейзажа, напоминает зрителю об одиночестве, для преодоления
которого нужны сила и упорство. Возможно, здесь отражено внутреннее
состояния автора, несколько лет назад пережившего утрату трёх
дорогих ему людей: первой супруги и двух сыновей.

К.Е. Маковский «Дети господина Балашова», 1880
На портрете изображены дети одного из богатейших людей Российской империи Николая Петровича Балашова, богатейшего землевладельца и крупного промышленника.

И.И. Бродский «Фейерверк» 1916
В предреволюционные годы Бродский написал несколько картин с изображением фейерверков. Последняя была выполнена в 1916 году — она и находится в собрании Рыбинского музея. Эта картина значительно отличается от более ранних полотен необычной декоративностью как мелких деталей, так и цветов. Здесь изображен скорее сказочный, чем реальный городской пейзаж: разноцветный праздничный фейерверк ярко расцветил вечернее изумрудное небо, улицы и окна домов ярко освещены, они играют разноцветными огнями.

З.Е.Серебрякова «Автопортрет с дочерьми»
Согласно надписи на обороте, он написан в июле – августе 1921 года. Художник представила его на выставке Общества помощи художникам, которое в ноябре этого же года подарило картину Рыбинскому музею. Изображённые рядом с матерью девятилетняя Таня и восьмилетняя Катя, как и её сыновья Саша и Женя, были постоянными моделями Серебряковой. Она непрерывно делала их зарисовки: на двенадцатый день после рождения, когда им исполнялось шесть недель, полгода. Едва дети подрастали, она изображала, как они начинают ползать, ходить – художница постоянно изучала детское тело, мимику, жесты. Некоторые из зарисовок впоследствии становились законченными картинами.

П.П. Кончаловский «Хлебы на фоне подноса» 1912
Петр Петрович Кончаловский в начале ХХ века был последователем великих Поля Сезанна и В.И. Сурикова, который приходился ему тестем. Однако приемы знаменитого французского мастера в работах Кончаловского сочетаются с влиянием национальной традиции, проявляющейся в любви к творчеству народных мастеров.

Любимая тема — обманки, предметы, не те, чем они кажутся. Фаянсовые скульптурки от фарфоровой империи Кузнецова оказываются масленками (1880-1910-е г).
