Картина Энгра «Источник» на марках Мира
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В статье 200-летие со дня рождения Энгра, были использованы марка и открытка из моей коллекции с изображением картины Жана Огюста Доминика Энгра «Источник». Однако всегда можно пополнить коллекцию новыми филателистическими материалами, либо марками других стран с репродукцией картины, либо конвертом первого дня на эту тему.
![СССРконвеÑÑ Ð¿ÐµÑвого Ð´Ð½Ñ 1980 года, СССРконвеÑÑ Ð¿ÐµÑвого Ð´Ð½Ñ 1980 года,](/images/main/kartina-engra-istochnik-na-markah-mira-73ca1d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/3776441/3776441_original.jpg)
![ÐаÑка СССР, вÑпÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ 1980, авгÑÑÑа в ÑеÑÑÑ 200-леÑÐ¸Ñ Ñо Ð´Ð½Ñ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðана ÐгÑÑÑа Ðоминика ÐнгÑа, на маÑке авÑопоÑÑÑÐµÑ Ð.Ð.Ð. ÐнгÑа, Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ каÑалогÑâ 5105, номинал â 32 коп. ÐаÑка СССР, вÑпÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ 1980, авгÑÑÑа в ÑеÑÑÑ 200-леÑÐ¸Ñ Ñо Ð´Ð½Ñ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðана ÐгÑÑÑа Ðоминика ÐнгÑа, на маÑке авÑопоÑÑÑÐµÑ Ð.Ð.Ð. ÐнгÑа, Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ каÑалогÑâ 5105, номинал â 32 коп.](/images/main/kartina-engra-istochnik-na-markah-mira-346111.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/3776636/3776636_original.jpg)
Картина «Источник», законченная Энгром в 1856 году, спустя 36 лет после начала работы над ней, сразу привлекла внимание публики и критиков.
Положительно отзывались об этой работе Теофиль Готье, Шарль Блан, Ренуар, Сёра и многие другие, отмечая точность рисунка, стройность композиции и колористические решения.
Французская живопись очень любила этот устойчивый лейтмотив — льющаяся вода, как источник жизненных сил встречается в картинографии многих французских художников.
Но у Энгра этот знакомый сюжет обрёл неожиданно новое звучание.
![Ðлок ÐоÑÑдаÑÑÑво Ðман 1972 ÐзобÑазиÑелÑное иÑкÑÑÑÑво, Ðоминик ÐÐ½Ð³Ñ 1780-1867 номинал â 2 بÙسة - ÐманÑкий бейÑа Ðлок ÐоÑÑдаÑÑÑво Ðман 1972 ÐзобÑазиÑелÑное иÑкÑÑÑÑво, Ðоминик ÐÐ½Ð³Ñ 1780-1867 номинал â 2 بÙسة - ÐманÑкий бейÑа](/images/main/kartina-engra-istochnik-na-markah-mira-1fced8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/3777003/3777003_original.jpg)
Главным для художника было изображение самой героини, а кувшин с водой, так же как и фон, он доверил изобразить своим ученикам, Александру Дегоффу, впоследствии прославившемуся своими пейзажами и картинами на библейские сюжеты и Полю Бальзу.
Внимательные исследователи творчества Энгра найдут в «Источнике» некоторые цитаты его же собственных работ, а также отсылки к другим произведениям других авторов.
Так поза девушки уже встречается в другой известно картине Энгра – «Венера Анадиомена», а поднятая рука была скопирована с нимф французского скульптура Жана Гужона.
![Ðан ÐгÑÑÑ Ðоминик ÐÐ½Ð³Ñ ÐенеÑа Ðнадиомена. 1848 Vénus anadyomèneХолÑÑ, маÑло. 163 à 92 Ñм ÐÑзей Ðонде, ШанÑийи Ðан ÐгÑÑÑ Ðоминик ÐÐ½Ð³Ñ ÐенеÑа Ðнадиомена. 1848 Vénus anadyomèneХолÑÑ, маÑло. 163 à 92 Ñм ÐÑзей Ðонде, ШанÑийи](/images/main/kartina-engra-istochnik-na-markah-mira-0caa58.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/3777320/3777320_original.png)
Следуя собственному стилю, Энгр сумел привнести в работу новые штрихи, что было сразу отмечено зрителями – никогда не писал ещё живописец таких слащаво-милых лиц. Исследователи тут же принялись сравнивать лицо героини с девушками с полотен Жана-Батиста Грёза.
![Картина Энгра «Источник» на марках Мира Картина Энгра «Источник» на марках Мира](/images/main/kartina-engra-istochnik-na-markah-mira-1e7f2d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/3777719/3777719_original.jpg)
Вспомнил о своей начатой работе Энгр неслучайно – на носу была Всемирная выставка 1855 года. Однако как не желал автор представить работу к открытию – не успел, и картина просто выставлялась в его мастерской, где тут же снискала сразу пять покупателей (со слов Энгра).
Единственным частным владельцем «Источника» стал граф Дюшутель, а после его смерти картина по завещанию владельца была отдана в Лувр.
С 1986 году замечательная работа переехала в другой именитый музей – Орсе, не поменяв при этом город «прописки».
![ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1804, ÐÑзей Ðонде ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1804, ÐÑзей Ðонде](/images/main/kartina-engra-istochnik-na-markah-mira-01f37d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/3778043/3778043_original.jpg)
![ÐаÑка ÐÐ°Ð³Ð¾Ð¼ÐµÑ 1967-04-10 из ÑеÑии ÐаÑка ÐÐ°Ð³Ð¾Ð¼ÐµÑ 1967-04-10 из ÑеÑии](/images/main/kartina-engra-istochnik-na-markah-mira-7ec50a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/3778172/3778172_1000.jpg)
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.
Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал) Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора.
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи, ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза».
Энгр изобразил себя за работой, расчерчивающим мелом холст, натянутый на подрамник, причём образ решён в духе не академизма, а романтизма. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он — созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма.
В статье использована марки и открытки из коллекции volynko "Живопись на марках".
|
</> |