Картина Энгра «Источник» на марках Мира

топ 100 блогов all_collector05.10.2024

В статье 200-летие со дня рождения Энгра, были использованы марка и открытка из моей коллекции с изображением картины Жана Огюста Доминика Энгра «Источник». Однако всегда можно пополнить коллекцию новыми филателистическими материалами, либо марками других стран с репродукцией картины, либо конвертом первого дня на эту тему. 

СССР конверт первого дня 1980 года,
СССР конверт первого дня 1980 года, "200-летие со дня рождения Жана Огюста Доминика Энгра" с маркой №5105, номиналом — 32 коп.
Марка СССР, выпущенная 1980, августа в честь 200-летия со дня рождения Жана Огюста Доминика Энгра, на марке автопортрет Ж.О.Д. Энгра, номер по каталогу№ 5105, номинал — 32 коп.
Марка СССР, выпущенная 1980, августа в честь 200-летия со дня рождения Жана Огюста Доминика Энгра, на марке автопортрет Ж.О.Д. Энгра, номер по каталогу№ 5105, номинал — 32 коп.

Картина «Источник», законченная Энгром в 1856 году, спустя 36 лет после начала работы над ней, сразу привлекла внимание публики и критиков.

Положительно отзывались об этой работе Теофиль Готье, Шарль Блан, Ренуар, Сёра и многие другие, отмечая точность рисунка, стройность композиции и колористические решения.

Французская живопись очень любила этот устойчивый лейтмотив — льющаяся вода, как источник жизненных сил встречается в картинографии многих французских художников.

Но у Энгра этот знакомый сюжет обрёл неожиданно новое звучание.

Блок Государство Оман 1972 Изобразительное искусство, Доминик Энгр 1780-1867 номинал — 2 بيسة - Оманский бейса
Блок Государство Оман 1972 Изобразительное искусство, Доминик Энгр 1780-1867 номинал — 2 بيسة - Оманский бейса

Главным для художника было изображение самой героини, а кувшин с водой, так же как и фон, он доверил изобразить своим ученикам, Александру Дегоффу, впоследствии прославившемуся своими пейзажами и картинами на библейские сюжеты и Полю Бальзу.

Внимательные исследователи творчества Энгра найдут в «Источнике» некоторые цитаты его же собственных работ, а также отсылки к другим произведениям других авторов. 

Так поза девушки уже встречается в другой известно картине Энгра – «Венера Анадиомена», а поднятая рука была скопирована с нимф французского скульптура Жана Гужона.


Жан Огюст Доминик Энгр Венера Анадиомена. 1848 Vénus anadyomèneХолст, масло. 163 × 92 см Музей Конде, Шантийи
Жан Огюст Доминик Энгр Венера Анадиомена. 1848 Vénus anadyomèneХолст, масло. 163 × 92 см Музей Конде, Шантийи

Следуя собственному стилю, Энгр сумел привнести в работу новые штрихи, что было сразу отмечено зрителями – никогда не писал ещё живописец таких слащаво-милых лиц. Исследователи тут же принялись сравнивать лицо героини с девушками с полотен Жана-Батиста Грёза.

Картина Энгра «Источник» на марках Мира

Вспомнил о своей начатой работе Энгр неслучайно – на носу была Всемирная выставка 1855 года. Однако как не желал автор представить работу к открытию – не успел, и картина просто выставлялась в его мастерской, где тут же снискала сразу пять покупателей (со слов Энгра).

Единственным частным владельцем «Источника» стал граф Дюшутель, а после его смерти картина по завещанию владельца была отдана в Лувр.

С 1986 году замечательная работа переехала в другой именитый музей – Орсе, не поменяв при этом город «прописки».

Автопортрет. 1804, Музей Конде
Автопортрет. 1804, Музей Конде
Марка Дагомея 1967-04-10 из серии
Марка Дагомея 1967-04-10 из серии "Жан-Огюст-Доминик Энгр, Столетие со дня смерти" Автопортрет в возрасте 24 лет, 1804 г. №Mi:DY 307, Sn:DY C49, Yt:DY PA53, Sg:DY 282, номинал — 100F

Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. 

Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал) Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора.

На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи, ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза».

Энгр изобразил себя за работой, расчерчивающим мелом холст, натянутый на подрамник, причём образ решён в духе не академизма, а романтизма. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он — созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма.

В статье использована марки и открытки из коллекции volynko "Живопись на марках". 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О некоторых мирных деяниях Петра Первого – 1 С четвёртым февраля источники связывают сразу несколько зна́ковых инициатив Петра нашего Первого… например – указ 1720 года об установке в столице шлагбаумов. (Кстати, немецкое словечко Schlagbaum означает «упавшее дерево»). ...
Пропала на ферме коза...Куплена была давно....Вернуть можно?Недавно лошадка дважды ...
Умер Алексей Герман, выдающийся советский режиссёр. Еще несколько великих шестидесятников живы (Евтушенко, например) но у них творческий период давно закончился. А Герман работал до последнего. Надо сказать, что он припозднился и начал ...
Не секрет, все мы любим так или иначе красивых женщин. С красивыми лицами, фигурами. А бывает так, что может и не писанная красавица, но есть в ней нечто такое, что привлекает внимание огромного количества мужчин. Так например многие известные ...
мало кто вообще в живую видел такой "компакт" диск.. а еще больше людей вообще не  знали- что такой существует.. вот мне прислали. у меня нет такого проигрывателя..попадется недорогой куплю.. это кино на таком формате  диска.. размер этого диска ровно в размер виниловой ...