Кароши люблю: Ирина Евтеева
borisakunin — 15.03.2011 — СобытияКаждый год я езжу на три дня в нормандский город Онфлёр, который вот уже лет пятнадцать проводит фестивали современного российского кино. Это для меня и каникулы, и полезное мероприятие. В Москве у меня совершенно нет времени ходить по кинотеатрам, а поскольку постоянно приходится вести всякие экранизационные переговоры, я должен ориентироваться в киномире: кто там появился новый и талантливый, да кто из прежних в какой форме. К тому же часто бывает, что интересный, но некоммерческий фильм в России просто не попадает в прокат, а в Онфлёр берут всё самое качественное, вне зависимости от раскрученности. Тамошний отборочный комитет далек от наших киноинтриг, не опутан личными связями, да и онфлёрский Гран-при никакой особой выгоды не сулит, поэтому всё до стерильности чисто. Я твердо знаю: если у нас за год появилось хоть что-то заслуживающее внимания, мимо Онфлёра не пройдет. В общем, «Онфлёрский счет» для нашего современного кино – нечто вроде пресловутого «Гамбургского счета».
Онфлёр, столица российского
кино. www.panoramix.ru/blog/category/france/
Думаю,
вы и без меня знаете, что нынешнее состояние нашего кинематографа
плачевно. Это вызвано общей ненормальностью ситуации. Во-первых,
очень слаб легальный рынок DVD-продаж, который в такой огромной
стране только и мог бы сделать кино окупаемым. Во-вторых, странно
построен продюсерский бизнес: прибыль часто закладывается прямо в
производственный бюджет, и в этом случае бокс-офис большого
значения не имеет; главное – прокукарекать, а там хоть не
рассветай. Есть и третья причина болезни: погоду определяют два
главных телеканала, обладающие мощным финансовым и промоционным
ресурсом, а при этом экономический успех фильма для каналов хоть и
приятен, но не приоритетен.
Ладно,
что-то меня не в ту сторону повело. Я ведь собирался здесь писать
про «кароши люблю», а не про «плохой – нет».
Онфлёрскому фестивалю приходится всё трудней и трудней. С
каждым годом российских фильмов, о которых имеет смысл говорить,
становится всё меньше. Последний фестиваль меня просто удручил. От
нашего артхауса остается общее впечатление какого-то юрода, который
пытается привлечь внимание интуристов раздиранием лохмотьев и
предъявлением язвенных гноилищ. Знаем, тысячу раз видели,
надоело.
На
этот раз в конкурсной программе было только две картины, которые
мне хоть и не понравились, но по крайней мере не выглядели
провинциально.
Одна из них – «Овсянки» Алексея Федорченко, который
несколько лет назад порадовал фильмом «Первые на
Луне»
И
вдруг – почему-то вне конкурса – я увидел получасовой фильм, от
которого просто ожил. Будто поили, поили тухлой, мертвой водой, и
ты уже начал думать, что других напитков на свете не бывает – и
вдруг бокал «Клико»! (Это не продакт плейсмент; пускай будет
«Дом-Периньон»).
Фильм
назывался «Маленькие трагедии», режиссер – Ирина
Евтеева.
Теперь-то я знаю, что по своему невежеству открыл Америку, а
знатокам это имя отлично известно. Но в том-то и дело, что
знатокам. Уверен, что девяносто процентов из вас
фильмов Евтеевой никогда не видели. Этим девяноста процентам я и
адресую свой пост.
Ирина
Евтеева ни на кого не похожа и никому не подражает – это для
российского кинематографа, обреченно семенящего за Голливудом, уже
почти невероятно. Она создает новый вид визуального искусства,
совмещающего кино с живописью. Каждая секунда –
праздник.
Да что
я вам буду про вкус халвы рассказывать. Вот два кадра из «Маленьких
трагедий», сейчас вы сами поймете.
Внимание. Те, кто этого не видел, сейчас
испытают шок – как я в онфлёрском кинозале.
«Скупой
рыцарь». При дворе Герцога.
Я даже не
хочу знать, как это делается технически. Волшебство, оно и есть
волшебство, в его механику лично мне вникать
необязательно.
О
грустном. Пытался я найти в магазинах предыдущие фильмы Ирины
Евтеевой. Нету. А был ведь «Демон» по Лермонтову и еще какой-то
«Петербург».
Судя по этому кадру, «Петербург» не хуже «Маленьких
трагедий»
Поэтому прошу прощения за мелкое пиратство, но я вывешу здесь
маленькие фрагменты из двух новелл Ирины Евтеевой. Если у
правообладателей будут претензии, сразу уберу. А пока спешите
видеть.
Это из «Каменного гостя»
А это начало «Скупого рыцаря»
Ёлки-палки, ну почему?! (Вы ведь поняли, о чем я.)
|
</> |