Карелия 2022 (2)
matvenson — 05.07.2022(10 июня 2022, день 1) Сортавала — Импилахти
Начну, пожалуй, показывать фотографии из своего велосипедного отпуска в Карелии. В предыдущей записи я дал характеристику этому двухнедельному путешествию: матрас. Цель была не поставить рекордов по пробегам, огребанию в грязях, количеству достопримечательностей и т.д., а натурально — отдохнуть. Ну, устал я за зиму, устал.
Карта маршрутных перемещений приведена там же.
Зимой 2018 года Карелия стала ближе к Санкт-Петербургу: «РЖД» был запущен комфортный поезд «Ласточка» до города Сортавала. Теперь мы стали гораздо ближе к природным красотам края, а уж как нам обрадовались карельские комары! Впрочем, «Ласточка» здесь намеренно названа комфортным, но не скоростным поездом: до Каменногорска состав движется быстро, но за ним модную электричку уже тянет тепловоз. Дальнейший путь не электрифицирован.
Поезд годится для путешествий с велосипедом, причём даже денег за его провоз не берут. Одно условие: велик должен быть в чехле, чтобы никого не запачкать (как принято в России, правила не всегда соблюдаются), и размещён у не открываемых дверей вагона, чтобы никому не мешать.
По прибытии в Сортавала (название не склоняется), значительная часть пассажиров сразу же пересела в готовящийся к отправлению ретропоезд «Рускеальский экспресс». Это новая туристическая «фишка» — доехать с ветерком и паром до знаменитого мраморного карьера в посёлке Рускеала. Паровоз призывно чух-чухал, доносились характерные звуки и запахи.
Сортавала — город паровозов. Железнодорожная инфраструктура ещё с прежних времён приспособлена для этих, в хорошем смысле, железных монстров. Поблизости заправлялся сменный локомотив.
С «Ласточкой» связано одно неудобство: на вокзале перед посадкой производится досмотр багажа (через интроскоп), а провозить газовые баллоны в этих поездах запрещено, представляете? Неприятное условие. Какой же палаточный туризм без горелки? Вахтёры чаще всего относятся с пониманием и не обращают внимания на баллоны для походных кухонь, но бывает и «встают в позу». Купить баллон нужного мне форм-фактора в глубинке Карелии сложновато, поэтому, чтобы застраховаться от возможных проблем, я заказал его в интернет-магазине «Озон» с доставкой в Сортавала к нужной мне дате. Перво-наперво по центру городка прокатился к пункту выдачи заказов и получил баллон.
Следом необходимо было позавтракать. Я всегда заезжаю в рыбный магазин-кафе хозяйства «Акуловка», чтобы отведать карельской ухи со сливками — лохикейто (ул. Суворова, д.1, вход с ул. Ленина, N61.70106° E30.68999°). Калитки с форелью и брусничный морс тоже были в программе.
Неподалёку, в начале Октябрьской улицы (N61.70278° E30.69396°), есть ларёк местного хлебозавода, с котором продаются изумительные карельские калитки (ржаные открытые пирожки): с пшённой кашей, картошкой, брусникой... Дёшево и очень вкусно, нужно лишь ловить момент, покуда они свежие. Если с собой есть термос, то ассорти калиток с чаем — вполне приличный завтрак.
Кстати, в прошлом году был запущен ещё один велодружелюбный поезд из Сортавалы в Лодейное поле. Обустроили и остановочные пункты, исполнив их в дереве: очень по-карельски. Современный «рельсовый автобус» теперь ходит по одной из немногих железных дорог России, где по сей день используется жезлово-семафорная система сигнализации. Теперь очень здорово подбрасываться с двухколёсным конём по северу и востоку Ладоги. Как-нибудь обязательно прокачусь на нём!
Первый этап моего путешествия — отрезок от Сортавалы до Петрозаводска я запланировал проехать за четыре ходовых дня. Первый из них по плану завершался на мысу Импиниеми — одном из самых симпатичных «диких» мест на Ладоге.
По пути из Сортавала по трассе А121, остановился у придорожного родника — пополнить запас питьевой воды (N61.78574° E30.75520°). Далее — очень приятный участок по берегу залива Кирьявалахти (N61.77475° E30.79777°). Некоторые называют его фьордом. В заливе кто-то ловит рыбку, а кто-то выращивает.
Лет пять-семь назад здесь с комфортом перекусить было почти негде, теперь же — на каждом шагу. Кафе, рестораны, закусочные... Вот, например, одно придорожное кафе из новых.
Появились и прочие «места интереса»: экофермы, «фольклорные деревни», форелевые фермы с магазинами и ресторанами...
В посёлке Ляскеля есть «Пятёрочка» (N61.76295° E31.00580°), где я закупился продуктами на пару дней. Дальше — только сельпо, в которых нет такого выбора как в сетевом магазине.
Почти все шандоры (задвижки) гидроузла при ГЭС в Ляскеля были перекрыты, такого красивого потока, как в 2021 году не наблюдалось.
Добравшись до посёлка Импилахти, сделал небольшую остановку около местного сельпо, купил литр олонецкого молока и выхлебал его вприкуску с мягкими плюшками. Такой вот быстрый обед.
Затем начался грейдер на мыс Импиниеми, переходящий в грунтовку, которая к своему окончанию (порядка двух километров) становилась совсем непроезжаемой. Да, Импиниеми надо заслужить.
С помощью громкого мата преодолев эту дорожку, встал лагерем на самой первой стоянке — одном из немногих мест, где ещё получится нормально растянуть колышками палатку (N61.60240° E31.13982°). На самую же дальнюю оконечность мыса можно спокойно пройти пешком, но гружёный велосипед на тех тропинках — совершенно лишний товарищ.
Мыс прекрасен своей суровой красотой. Сплошной поросший сосенками скальник, переходящий в гранитные пляжи. Некогда на мысу был гранитный карьер, глыбы вывозили по той самой дорожке, и, сдаётся мне, в те времена она была вполне проезжей. Оставив свой бивуак, прогулялся к пруду Импилампи — стоянка на его выдающемся гранитном мысу была занята лагерем большой компании на внедорожниках, с уставленными алкоголем столиками. Там было даже не пофотографировать... Обойдя мыс, вернулся и запустил летающую камеру.
Искупавшись в обжигающе холодной Ладоге и поужинав, завалился в палатку спать, быстро уснув под бормотание радиоприёмника.
Пробег за день: 57 км.
Все записи об этом путешествии.
|
</> |