Капитуляция рейхстага

В 10 часов утра 1 мая немецкие войска предприняли согласованную контратаку снаружи и изнутри рейхстага. От Бранденбургских ворот позиции 674-го полка атаковали до 300 гитлеровцев при поддержке десятка танков. Одновременно в атаку перешли немецкие части, оставшиеся в рейхстаге. От разрывов фаустпатронов в нескольких местах здания вспыхнул пожар, который вскоре охватил весь первый этаж. Советским солдатам приходилось сражаться с противником и одновременно бороться с огнём.
Бой в горящем здании продолжался до позднего вечера. Только после удачной атаки в тыл немецким подразделениям бойцам С. А. Неустроева удалось загнать гитлеровцев в подвальные помещения.
Под конец дня фашисты выбросили белый флаг и попросили переговоров. При этом выставили условие, поскольку у них в подвале генерал и полковники, делегацию на переговорах должен возглавить офицер не ниже полковника.
Ф. Зинченко к тому времени уже отъехал на командный пункт, в помещении по званию выше капитана никого не было. Среди офицеров, находящихся в это время в рейхстаге, не было никого старше майора, а связь с полком не работала. Поэтому было принято решение направить на переговоры рослого и представительного лейтенанта А. П. Береста. Он смыл с лица сажу и пыль, наскоро подшил белый подворотничок к гимнастерке, надел чью-то кожаную куртку, чтобы прикрыть лейтенантские погоны. Капитан Матвеев подал ему свою новую фуражку с красным околышем. За адъютанта с Берестом пошел командир батальона капитан С. Неустроев, сняв прожженную местами телогрейку, чтобы видны были боевые ордена. За переводчика взяли рядового Ивана Пригудова, которого пятнадцатилетним юношей забрали на работу в Германию, а теперь наши войска освободили и после проверки в СМЕРШе оставили воевать в их подразделении. Вот так, одним из первых в Берлине и одним из последних в этой войне парламентарием пошел Берест к вооруженным немцам.
Переговоры продолжались более двух часов. Немецкий представитель несколько раз ходил с кем-то советоваться. Немцы тянули время. Наконец согласились на капитуляцию, но если советские войска выстроятся без оружия перед рейхстагом:
- Они возбуждены и могут устроить нам самосуд.
Берест решительно отклонил это. Те попросили для размышлений еще двадцать минут.
- Если за это время вы не выбросите белый флаг, начнем штурм, — заявил Берест, и парламентарии пошли по лестнице наверх.
Только утром 2 мая немцы выбросили белый флаг и капитулировали. Из подвала потянулись группы солдат и офицеров. Полтора часа бледные, с понуренными лицами, они шли медленно, подняв кверху руки. Их было более 1650 человек, внизу осталось почти 500 раненых.
|
</> |