"Каникулы" после детства.
inkpoint — 25.11.2024По трейлеру не скажешь, но это удивительное новое кино. Вроде бы «лёгкий» фильм, с тонким и ненавязчивым юмором, люди в зале постоянно оживляются, подхихикивают, а то и вовсе смеются в голос. Но в сущности - вовсе не комедия, а печальная повесть о том, как творческий мечтатель идёт в свой личный крестовый поход против прагматиков. И в итоге проигрывает, почти во всём.
Блестяще показаны чиновники от культуры, этот вечный наш «худсовет» - они ведь не злодеи, не упыри. Милые добрые люди, они действительно заботятся о детях и о культуре, они «за всё хорошее» и хотят, «как лучше» – в своём понимании и в рамках своего кругозора. И с ними очень сложно, почти невозможно спорить, и здесь отлично показана невозможность такой дискуссии.
И не вспомню другого фильма, где так достоверно были бы показаны подростки. В тотальном большинстве наших (даже очень хороших, как советских, так и пост-советских) фильмов видно: подростка поставили в кадр, он произносит текст. А здесь дети самых разных возрастов совершенно органично живут и дышат в кадре, совершенно как настоящие. Как это удалось создателям? Браво.
Хотя подростки здесь – всё же на втором плане, и мы их наблюдаем без погружения и без прояснения мотиваций: вот этот парень что-то важничает, эта девочка что-то переживает, а эта и вовсе расплакалась. Для некоторых критиков это стало поводом для упрёка: мол, вы снимаете во многом о подростках, но их внутренний мир у вас не раскрыт!
Но кажется, что у авторов и не было такой задачи – раскрывать какие-то подростковые внутренние миры. В том-то и прелесть, что зрителю предлагается именно эта оптика «сопровождающего взрослого»: вот дети в аэропорту, дети в гостинице, на репетиции, в столовой - и мы, взрослые, не всегда знаем, какие там у них переживания и отношения, почему они себя так ведут, можем только догадываться. Кажется, этот взгляд тоже помогает создать удивительную достоверность.
И сам сюжет, и общая настроенческая тональность, и кажется, даже какие-то приёмы – многое здесь явно наследует «Ста дням после детства» Соловьёва. Наследует очень достойно.
Ещё здесь есть явная феминоцентричность, даже больше: показывая отношения двух героинь, авторы (авторки) виртуозно проходят вдоль красной линии нынешнего запрета на любое ЛГБТ, и это мастерский трюк. Но и главные герои второго плана – тоже женщины и девочки, а ярких мужских/мальчишеских характеров в фильме вовсе нет. И это уже странно, в фильме показан какой-то очень женский мир, а мальчики и мужчины оказываются на периферии, довольно условными персонажами. И даже интересно – было ли это осознанным решением, или «так получилось», и такая уж у авторок фем-оптика.
Впрочем, помня многие советские фильмы, где весь сюжет крутился вокруг мальчишек, а девочки существовали условно и для красивой декорации, - я готов простить авторкам эту оптику.
Всем, кто когда-либо работал с детьми (учителям, ведущим кружков, вожатым) – однозначно смотреть. Вы многое узнаете, как родное.
|
</> |