Кандинский
gun001 — 16.12.2023С творчеством Кандинского я познакомился очень оригинально, как-то выбирая прикроватный коврик, обратил внимание на абстрактный рисунок из точек, линий и кругов, среди стандартных цветов и кошечек он смотрелся очень свежо, уже дома, на обороте изделия, обнаружилась наклейка с пояснением «Кандинский № 5», так Василий Васильевич надолго вошёл в мою жизнь, поселившись на полу спальни.
Василий Васильевич Кандинский (4 [16] декабря 1866, Москва — 13
декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский художник и теоретик
изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.
Один из основателей группы «Синий всадник».
Полную абстракцию я не очень, но Кандинский, как настоящий
художник, это не только голый абстракционизм, но и вот такие
прекрасные образчики самого матёрого реализма
Порт. Одесса
Мастер, который из-за особенности своего восприятия
действительности прошёл путь от простого рисунка до неэвклидовой
геометрии вызывает у меня уважение.
Покажу марки, которые обнаружил н аукционе «Мешок» и приведу
несколько интересных фактов из его жизни.
«Как причудливо тасуется колода!»
Василий Кандинский родился в 1866 году в семье успешного
московского коммерсанта. По линии отца — родовая знать мансийского
Кондинского княжества, тунгусская княжна-прабабка. Дед — настоящий
разбойник, грабивший сибирские караваны. Попав на каторгу, этот
неуемный авантюрист создал торговое дело и стал уважаемым купцом.
Фамильные легенды не врут! А со стороны матери — рафинированные
прибалтийские немцы. Гремучая смесь западных и восточных кровей
обусловила склад характера Кандинского, в котором вспышки
чувственного темперамента парадоксально уживались с безупречными
манерами и педантизмом.
Любопытно, что художественные критики тоже выявляли эту
двойственность. Правда, каждый видел свою сторону медали:
мюнхенская критика объясняла красочное богатство работ художника
«византийскими влияниями», в то же время критика российская
твердила, что автор погибает под вредным немецким влиянием и
пытается насаждать «давно устарелые в Европе ценности».
С рождения тонко воспринимал энергию цвета
Кандинский был наделен мировосприятием особого типа, сегодня такой
нейрологический феномен называют синестезией. Обладающие этим даром
способны «видеть» в цвете мелодии и ароматы, «слышать» краски,
«осязать» буквы, цифры и слова. Синестезия Кандинского выражалась в
его способности воспринимать музыку как цветовой вихрь, а
зрительные образы ощущать как вибрирующие и звучащие. Возможно, эта
особенность и определила специфику творческого метода художника
Наряду с синестезией Кандинский обладал цепкой «памятью зрения»,
которая позволяла ему по впечатлению воспроизвести в красках,
например, увиденные на выставке пейзажи. При этом юноша с большими
муками усваивал точную информацию — заучивание имен, стихов и даже
таблица умножения давалось ему с трудом.
Одесса — место силы и вдохновения
Когда Васеньке было пять лет, Кандинские перебрались из Москвы в
Одессу. На новом месте отец приступил к руководству чайной
фабрикой. Так уж случилось, что после переезда родители расстались
и воспитанием мальчика занималась старшая сестра матери. Тетя
привила племяннику интерес и любовь к литературе, рисованию и
музыке.
Здесь же, в «черноморском Вавилоне», Василий начал учиться живописи
и свои первые масляные краски купил на накопленные деньги, будучи
подростком. Смешение цветов, извлеченных из тюбиков, казалось ему
тогда таинством сродни алхимическому.
Окончив гимназию, Кандинский вернулся из Южной Пальмиры в Москву,
поступил на юридический факультет и посвятил десятилетие
юриспруденции, экономике, управлению. Но к тридцати годам решил
всерьез заняться живописью и обосноваться в Мюнхене, который был
одним из важнейших центров нового европейского искусства. Еще через
два года Кандинский впервые представил свои работы для публичного
обозрения — и это было опять-таки в Одессе на выставке Товарищества
южнорусских художников в 1898 году
Мог бы стать ученым, писателем или чиновником — но выбрал
карьеру художника
В молодые годы Кандинского манили самые разнообразные сферы
деятельности. В студенческую пору он увлекся этнографией и, прервав
учебу, отправился открывать для себя «тайники души народной» в
экспедиции по северу Вологодского края.
Блестяще завершив в 1893 курс права и политэкономии в Московском
университете, начал там же преподавать, занялся наукой, получил
должность доцента.
В 1895−96 пробовал себя в роли художественного директора московской
типографии «Товарищество И. Кушнерева и К ͦ". Обладая философским
складом ума и писательским талантом, мог бы посвятить жизнь
литературному творчеству. Или принять предложение занять престижное
место профессора в Дерптском университете. Мог бы… Но случился ряд
событий и впечатлений, которые Кандинский расценил как несомненные
знаки судьбы.
«Поворотным пунктом в нашей жизни может быть все что
угодно…»
Что же заставило ученого в начале многообещающей карьеры радикально
изменить род занятий? Сам Кандинский описал основные эпизоды
«культурного шока», спровоцировавшего крутой поворот в его сознании
и жизни в 1895−96 годах:
• На московской выставке французских импрессионистов Кандинский
увидел работу Моне «Стог» и поначалу, пока не прочел названия,
разглядывал ее как беспредметную. Испытал сильнейшие эмоции от
переливов цветовой палитры, невзирая на отсутствие, как ему
показалось, конкретного объекта изображения.
• Глубочайшее впечатление на Кандинского произвела опера Вагнера
«Лоэнгрин», поставленная в Большом театре. Будучи синестетиком,
воспринял ее как «абсолютное произведение искусства».
• Настоящим потрясением стало для Кандинского открытие делимости
атома. Это научное событие было расценено им не только как
низвержение основ классического естествознания, но, как и
разрушение мнимых пределов в собственных исканиях. Неопределенность
стези художника перестала страшить Кандинского, и он сделал смелый
выбор в пользу перемен.
«Фаланга синих всадников авангарда»
Мюнхенский период (1896−1914) стал этапом экспериментов и
становления Кандинского как мастера абстракции. Начинающий художник
посещает различные учебные заведения и классы, заводит знакомства в
кругу мюнхенской богемы, а в 1901 создает творческую группу
«Фаланга». Позднее участвует в организации «Нового мюнхенского
художественного объединения» (1909) и группы «Синий всадник»
(1911). И хотя «Синий всадник» существовал всего три года, этот
союз оказал заметное влияние на европейский авангард, обозначив
этап перехода от символизма к абстракционизму.
Синий Всадник
На вопрос о странном названии группы Кандинский обычно отвечал, что
всегда любил всадников, а его сподвижник Франц Марк — лошадей, и
оба они любили синий цвет. Действительно, за 8 лет до возникновения
группы Кандинский написал полотно с тем же названием, а среди
образов его импровизаций угадываются очертания призрачной конницы.
Была в названии и символическая подкладка: верхом на лошади
канонически изображается св. Георгий — поборник духовных идеалов, а
синий — цвет небес — воплощает торжество нематериального.
Основоположник абстрактного искусства или один из его
первопроходцев?
В 1908 Кандинский пережил подобие мистического озарения: увидев
издали собственный этюд, повернутый набок, и не узнав его, был
заворожен необыкновенной энергией цветовых пятен, в которых не
распознал предметную конкретику. Так художник получил ясное
понимание вектора художественных поисков и утвердился в мысли, что
предмет изображения не обязателен для создания мощного
художественного впечатления.
Первое абстрактное произведение
Стоит заметить, что идеи витали в воздухе, и наряду с Кандинским в
нефигуративном искусстве экспериментировали Делоне, Мондриан,
Малевич, Пикабиа. И хотя первым в истории в полном смысле
абстрактным произведением считается безымянная работа Василия
Кандинского (1910), не так давно выяснилось, что его опередила
шведская художница Хильма аф Клинт. Первый цикл абстракций она
создала на рубеже 1906/7 гг., погрузившись в эзотерические практики
и рассматривая искусство как инструмент расширения сознания.
Две жены, три музы-вдохновительницы
Впервые Кандинский связал себя узами брака в 26 лет. Его женой
стала двоюродная сестра Анна Чемякина, для который семейные
отношения стали продолжением дружеских: будучи постарше, она
по-сестрински опекала кузена и поддерживала его начинания.
Эмиграция привела к отчуждению супругов, хотя формальный брак
продолжал сохраняться.
«Немецкой музой» Кандинского считается художница Габриэль Мюнтер.
Она впервые появилась в «Фаланге» в 1902 в качестве ученицы.
Василий и Габриэль скрывали близость отношений, пока не решили
открыто поселиться в общем доме в Мурнау у подножия Альп. Спустя
годы Кандинский получил развод, но так никогда и не женился на
Габриэль…
Во вторую свою жену, 17-летнюю Нину Андреевскую, 50-летний
Кандинский влюбился заочно. Можно только гадать о тембре голоса
девушки, позвонившей художнику по делу — но он настолько пленил
Кандинского (не забываем, художник был синестетиком), что тот
настоял на личной встрече и месяц ждал этого свидания. Через
полгода пара обвенчалась, и Нина во всех обстоятельствах оставалась
верной женой и спутницей мэтра до самого конца его жизни.
У истоков советского дизайн-образования: «за попытку —
спасибо»
С началом первой мировой пребывание Кандинского в Германии стало
нежелательным, он вернулся в Россию и с 1914 до 1921 жил в Москве.
Здесь он повстречал Нину, здесь родился и умер их общий (и
единственный) сын.
После октябрьской революции Кандинский пытался встроиться в новую
культурно-политическую систему — сотрудничал с ИЗО Наркомпроса,
принимая активное участие в развитии художественной педагогики и
музейного дела, публиковал предметные исследования.
С 1918 преподавал в московском СВОМАСе (после реформы — ВХУТЕМАСе,
легендарной советской школе нового промышленного искусства),
участвовал в создании ИНХУКа. Но идеи Кандинского встретили
сопротивление и резкую критику в среде конструктивистов, которые
отвергали любые проявления иррационального, признавая исключительно
аналитический подход к творческим задачам.
Дважды пережить отъезд как бегство
Ощутив себя чужим на празднике пролетарской культуры,
разуверившийся художник в 1921 возвращается в Германию. Отъезд
больше походил на изгнание под шквалом насмешек и уничижительных
эпитетов. Через 7 лет Кандинский утратит советское гражданство, его
имя забудут, а работы вычеркнут из общественного наследия на 70
лет.
Чета Кандинских поселилась в Берлине, но вскоре по приглашению
Вальтера Гропиуса, главы новаторской школы дизайна Баухаус,
перебралась в Веймар и далее — вслед за школой — в Дессау. Василий
преподавал аналитический рисунок, читал лекции о формообразовании и
психологии цвета, писал теоретические труды. В его абстракциях
появилось то, что он сам определил как «лирический геометризм».
Кандинский наконец был счастлив, уважаем, востребован.
Идиллия закончилась с приходом к власти Гитлера — Баухаус был
закрыт, а искусство авангарда объявлено «дегенеративным». Картины
Кандинского изъяли из немецких музеев, его публикации попали под
запрет. В 1933 художник уехал во Францию, что оказалось очень
своевременным решением — еще немного, и отверженные полотна
запылали в кострах на окраинах Берлина.
Необходимо отдать должное Габриэль Мюнтер, отвергнутой невесте
художника: не считаясь с риском, Габриэль спрятала и сохранила
около тысячи картин возлюбленного и его единомышленников из «Синего
всадника», а после войны передала их мюнхенской галерее
Ленбаххаус.
Не любил давать названия своим картинам
Кандинский считал названия работ «необходимым злом», загоняющим
восприятие живописи в узкие рамки. Он изобрел универсальный принцип
наименования собственных картин, разделив их на три категории.
Наименее спонтанные — идущие «от ума», тщательно подготовленные —
называл композициями. Работы, сохраняющие ассоциативную связь с
реальным предметным миром, именовались импрессиями, а «внезапные и
бессознательные», написанные по велению чистого эмоционального
импульса — импровизациями. Иной раз произведению присваивался номер
либо словесное дополнение, указывающее на геометрические или
цветовые характеристики.
Зато теперь по типу названия работы мы можем сориентироваться и в
методе ее создания!
Самое дорогое произведение Кандинского
В июне 2017 года был установлен аукционный рекорд цены на работы
художника: «Картина с белыми линиями» (1913) ушла на лондонских
торгах Sotheby’s за £33 млн ($41,6−41,8 млн). До 1974 года «Линии»
хранились в Третьяковке, откуда попали к кельнскому коллекционеру
Вильгельму Хаку, предложившему советским властям в обмен на картину
оригиналы писем Ленина.
«Картина с белыми линиями» (1913)
Если кто-то дочитал до конца, то коврик у меня был с кусочком этого
полотна, хотя к Композиции № 5 он имеет смутное оношение
Основной текст https://artchive.ru/publications/4777~Djuzhina_ljubopytnykh_faktov_o_Vasilii_Kandinskom
Марки из «Мешка»
Этот пост был опубликован 1 год назад!
О чем еще автор писал 16 декабря в разные годы
|
</> |