Кампала. Территория контролируемого хаоса
kilgor_trautt — 28.11.2010 Когда въезжаешь в Уганду со стороны Руанды, сознание фиксирует два основных впечатления: первое – появляются населенные пункты, которые с натяжкой, но все-таки можно назвать городками; второе – с каждым километром становится все грязнее. Достигнув Кампалы, понимаешь, что более грязной столицы ты вряд ли встречал в своей жизни.Если в соседней Руанде за два посещения страны я ни разу не слышал о фактах воровства, то в Кампале в первый же день лишился айфона, который лежал в застегнутом на молнию кармане рюкзака. Причем, за час до этого выслушал несколько историй о том, что с пойманными ворами здесь обращаются достаточно просто – обливают бензином и поджигают.
Английский язык в Уганде является государственным, а электрические розетки – английского формата. Сказывается факт того, что долгое время Уганда была британской колонией. Сегодня от Англии в наследство угандийцам остался не только язык и формат розетки, но и название национальной валюты – шиллинг.
Единственное слово, которое подходит к политическому устройству Уганды – диктатура. Нынешний президент Иовери Мусавени правит страной на протяжении последних 24 лет. Его правление ознаменовано разными периодами – от жесткого насилия и убийства тысяч угандийцев до иммитации либерализма. Сегодня доминирует псевдолиберализм, при том, что в стране запросто могут убить гея или политического оппонента власти. В фойе Национального театра висят портреты всех художественных руководителей, когда либо управлявших главным театром страны. Под портретами даты руководства вверенным учреждением. Большинство руководителей управляли театром не более одного года. На вопрос «почему так мало времени руководили?», один из местных театралов тихо ответил: «убивали».
Полиция и вооруженные люди находятся здесь повсюду. И если в Руанде можно снимать в открытую практически везде, и абсолютное большинство руандийцев улыбается в ответ, здесь надо быть всегда начеку – наличие профессиональной фотокамеры создает вокруг тебя атмосферу напряженности.
Любое свободное место в городе занято торгующими людьми. Продают все – от новой одежды и обуви, до старых водопроводных кранов и железяк непонятного назначения. Практически весь город, за исключением нескольких зон (зоны дорогих отелей, коттеджные поселки, гольф-клуб, деловой центр) погружен в хаос, который, однако, плотно контролируется властями не только через систему силовых структур, но и через добровольное или вынужденное стукачество.
Самый популярный вид транспорта в Кампале – такси. Но, в отличие от европейских городов, его функции выполняют не автомобили, а мотоциклы.
В разных частях города встречаются огромные зоны, обнесенные заборами. Что за ними – неизвестно, но на охране заборов встречаются не только автоматчики, но и вышки с пулеметами. Как ни странно, но находиться здесь куда как безопаснее, нежели в районах, где людей с автоматами нет.
Практически в любом районе Кампалы, и в любой момент, ты можешь осознать, что на ближайшие несколько километров кроме тебя здесь нет ни одного белого человека. В совокупности с настороженностью и неулыбчивостью местных жителей, ощущение от прогулки не самое приятное, и, в отличие от многих африканских стран, угрозы здоровью здесь не абстрактны, а вполне конкретны. Всегда лучше справиться у местных жителей, куда можно пойти, а куда ни в коем случае не стоит.
Многие рынки возникают в Кампале спонтанно. Один из таких – на путях заброшенной железной дороги. Здесь все стоит по европейским меркам недорого, и зачастую можно найти какую-нибудь оригинальную американскую майку, полученную по линии гуманитарной помощи. Но, в основном, европейцы предпочитают покупать здесь национальные угандийские музыкальные инструменты (барабаны, трещотки, калебасы-маракасы) или сувенирную продукцию. Правда, происходит это не здесь, на окраине Кампалы, а в центре города.
Ну, а если вы досмотрели/дочитали этот репортаж до конца – вот вам в подарок типичная угандийская конфетка, не очень уютно помещается во рту, зато сразу объяснит, куда вы приехали.
Кампала. Уганда. 1-2 июля 2010 | photo: © kilgor_trautt
|
</> |