Калейнар–5Н: очень хороший советский портретник

Объективов уже достаточно было приобретено до возобновления
этого сообщества, поэтому чтобы сохранить хронологию событий,
выставлять и рассказывать о них буду по порядку.
Первым почетным гостем у нас будет объектив МС
Калейнар–5Н 2.8/100.

Прежде всего, мне очень хочется отметить, что сам по себе
объектив очень приятен как и на вес, так и тактильно.
Тут всё просто — корпус целиком сделан из металла + стеклянные
линзы. И всё примерно весит 400 грамм (для сравнения — фотоаппарат
весит +-500 грамм). Постоянное фокусное расстояние в 100 мм
(которое на моей камере превращается в 150 мм, так как она не
является полнокадровой и у неё есть кроп-фактор, который равен
1.5). А 150 мм - это уже неплохой телеобъектив. Максимальная
светосила — 2.8.
Что, в принципе, является очень и очень неплохим значением для
такого фокусного расстояния.
Кстати, "МС" в названии объектива означает, что линзы обладают
мультипросветлением, то есть обладают большим контрастом и меньше
боятся солнца, чем обычные.
А буква "Н" в названии означает, что этот объектив имеет байонет
(крепление) Никон, которое есть у современных камер Nikon. Вот так
вышло, что когда-то давно (лет 60+- назад) советские инженеры
скопировали байонет и стали использовать сами.
Что можно сказать про сам
объектив?
Смело можно сказать, что этот объектив
определенно является одним из самых лучших советских портретных
объективов. У него очень хорошая резкость и контраст, но в то же
время — он очень мягко и приятно размывает фон, создавая хорошее
боке (то, что последние лет 5–10 пытаются научиться делать
современные телефоны).
Да, кстати, никакого автофокуса не было, нет и не будет, то есть
фокусировка производится только ручками. Поэтому кольцо фокусировки
имеет очень большой запас хода (вращается где-то на 270 градусов) и
сложно не попасть фокусом. Даже если никогда раньше не работал с
мануальными объективами (да, их так называют - т. е. с ручной
регулировкой фокуса и диафрагмы), то спустя пару кадров точно
будешь попадать в фокус. Такая благодать, конечно, доступна далеко
не на всех объективах... Но, тем интереснее.
Моё знакомство с советской оптикой началось именно с него. Искра,
буря, безумие, Авито, несколько тысяч рублей, пара дней — и вот он
уже у меня в руках.
P.S. Примеры фото на него. Всё снято в формате RAW (без обработки
фотоаппаратом).
На постобработке, максимум - чуть повышал экспозицию (яркость) и
контрастность. Такие сочные цвета он делает сам. Возможно, не без
влияния мультипросветления.
P.P.S. Тут не Радожива, а я не Аркадий Шаповал, поэтому приводить
никаких диаграмм и схем я не буду — у меня всё проще. Основываюсь
на личном опыте и ощущениях.
Спасибо!










