Каким нам запомнится Василий Шукшин: Друг, товарищ и брат

топ 100 блогов okkomovies25.07.2023

Василий Макарович Шукшин прожил всего 45 лет, но редкий искатель приключений и славы не позавидовал бы насыщенности этой жизни. Он успел послужить на флоте и поработать директором школы, прославился как писатель, актер, драматург, сценарист и кинорежиссер, был любимцем женщин и эталоном образа настоящего сибирского мужика в Москве. И хотя он поставил лишь шесть фильмов, каждый из них запомнился современникам и во многом остался актуальным спустя десятилетия. 25 июля Шукшину исполнилось бы 94 года. Поговорим о нём и его кино.

Каким нам запомнится Василий Шукшин: Друг, товарищ и брат Legion-Media
Legion-Media

Певец из деревни

В 1954 году Василий Шукшин приезжает в Москву из родного алтайского села Сростки, чтобы поступить во ВГИК. Для парня его возраста на тот момент у него уже огромный багаж опыта за спиной: работа в колхозе, работа автослесарем, служба радистом, служба в морфлоте, затем работа учителем русского языка, а потом и директором школы родного села. Вместе с ним во ВГИК поступает и Андрей Тарковский. По легенде, брать ли Андрея Арсеньевича, сомневались из-за его чрезмерной «замудренности», тогда как в Василии Макаровиче приемную комиссию смущала чрезмерная простота. Но Михаил Ромм решает взять в свою режиссерскую мастерскую обоих.

Кадр из фильма «Из Лебяжьего сообщают», реж. Василий Шукшин, 1960
Кадр из фильма «Из Лебяжьего сообщают», реж. Василий Шукшин, 1960

Вообще, жизнь Шукшина полна легенд и мифов, многие из которых он придумывал и раздувал самостоятельно. И в этом заключается главное противопоставление его личной жизни и творчества: герои Василия — прямые и честные люди, его произведения показывают настоящий срез жизни 60–70-х годов Страны Советов, каждого персонажа Шукшин создает, «пропуская» через себя, проверяя своим тонким умением чувствовать людей, так ли он видит этот мир и таким ли мир видит его.

Первым произведением Василия в качестве режиссера стала его дипломная работа — короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают». Для него, как и для всех поставленных им позже кинофильмов, сценарий Шукшин написал самостоятельно.

Шукшин вообще был многостаночником от мира искусства. Сам себе режиссер, сам себе сценарист, и постановщик, и артист, и даже аудитория. Таких режиссеров-авторов в советском кино очень немного, обычно фильм делал целый коллектив. Даже те, кто был (вроде Тарковского), всё же нанимали сценаристов и снимали известных актеров в главных ролях. Шукшин же, похоже, считал, что единственный способ сделать так, как ему кажется правильно, — делать самостоятельно. Похоже, что он смог бы снять фильм, просто приехав в случайную деревню в одиночку с камерой. Как будто к этому он и стремился, стараясь использовать всё больше непрофессионалов в кадре, а профессионалов «отучая» играть по-привычному.

Кадр из фильма «Из Лебяжьего сообщают», реж. Василий Шукшин, 1960
Кадр из фильма «Из Лебяжьего сообщают», реж. Василий Шукшин, 1960

На Западе режиссеров-авторов было больше (хотя тоже немного). Это, например, режиссеры французской «новой волны», пропагандирующие отказ от шаблонных стилей съемки и предсказуемости повествования; итальянец Пазолини (также писатель), эпатировавший публику сочетаниями христианской мифологии и марксизма; немец Фассбиндер, снимавший по 3-4 фильма в год, что делало их несколько небрежными, но вместе с тем придавало необычайную жизненность; американский грек Кассаветис, зарабатывавший деньги актером в Голливуде, для того чтобы снимать одни из первых авторских фильмов в США, фильмы «про людей». Поэтому, как ни удивительно, «народный» Шукшин органично вписывается в современный ему мировой киноконтекст.

Дипломная работа Шукшина рассказывает об одном дне из жизни сельского райкома. Мы видим несколько ярких образов того времени, среди которых ярый приверженец строительства коммунизма, алкоголик-алиментщик, пытающийся сбить с пути первого, врач, отличная карьера которого идет вразрез с разваливающейся семьей, крепкий хозяйственник и справедливый управленец — секретарь райкома, а также его помощник, главный герой произведения Пётр Ивлев (которого сыграл сам Шукшин). Пётр старательно выполняет свою работу и уважительно относится к жене. Однако его ждет серьезный удар судьбы, который почти ломает героя. Но Пётр погружается в дела как в нечто единственно важное, что помогает ему быстро оправиться и сохранить оптимизм.

«Галстук-бабочка на мне, сапоги — на Шукшине…»

Крупно латана кирза.

Разъяренные глаза.

Первое знакомство,

мы вот-вот стыкнёмся.

Эти строки написал Евгений Евтушенко, памятуя о скандале с Василием в гостях у Беллы Ахмадулиной. Шукшин, узнав, что Евтушенко из Сибири, принялся высмеивать его за то, что тот — сибирский мужик — носил бабочку, как последний пижон. Евгений ответил, что кирзовые сапоги в центре Москвы — тоже пижонство. Спор кончился тем, что поэт согласился снять бабочку, если писатель снимет свои сапоги. Что они и сделали; после чего Евтушенко придумал стихотворение «Галстук-бабочка».

Кадр из фильма «Калина красная», реж. Василий Шукшин, 1974
Кадр из фильма «Калина красная», реж. Василий Шукшин, 1974

До сих пор неизвестно, было ли по приезде в Москву у Василия Макаровича недостаточно денег, чтобы купить новый костюм, или же он сразу решил эпатировать столицу, одеваясь как «деревенский мужик». В любом случае, когда он стал уже достаточно знаменит и состоятелен, «кирзачи» и гимнастерка еще какое-то время оставались его неизменными аксессуарами.

По одной из легенд, Шукшин попал в гости к маститому «сталинскому» режиссеру и до 1960-го главе Союза кинематографистов Ивану Пырьеву и был очарован его жизнью. По другой версии — он целенаправленно пытался попасть к Пырьеву в дом как к земляку, но не смог. В любом случае с некоторой вероятностью именно знание, что простой парень из алтайской глубинки — как и он сам — добился высот на ниве кино, могло повлиять на выбор профессии Шукшиным.

Искусствоведы и культурологи до сих пор спорят об истинной личности Василия Макаровича, но образ, который он создал в московской «тусовке», идеально соотносился с его героями. Они именно такие: прямолинейные, не боящиеся ни тяжелой работы, ни драки, ни крепкого словца, падкие на женщин, но не способные сделать им зла, тихие и простые, но в любой момент готовые рискнуть всем.

Кадр из фильма «Живет такой парень», реж. Василий Шукшин, 1964
Кадр из фильма «Живет такой парень», реж. Василий Шукшин, 1964

«Живет такой парень» — дебют в полнометражном кино для Шукшина. В основу сценария легли его же собственные рассказы. Главный герой — сельский водитель Пашка Колокольников (Леонид Куравлёв). Он старателен и честен в работе, хитер, но незлобив в амурных делах, постоянно пытается построить личную жизнь свою и близких. Когда происходит авария (загорается горючее на нефтебазе), он, как и все вокруг, убегает, но в последний момент бросается отгонять пылающий грузовик. А потом не может объяснить, почему он это сделал, и просит ни в коем случае не называть его героем, а то ведь «свои не поймут, решат, что зазнался».

Фильм высоко оценили и критики, и публика. Критики отмечали «простоту» режиссерства Шукшина, но не как недостаточность таланта, а как умение в легкой форме говорить с широкой аудиторией. На формирование этой грани его режиссерского стиля во многом повлиял итальянский неореализм, который, увиденный у нас в 1950-е, оказал большое влияние на всё советское кино в целом. На Шукшина — в особенности.

Сам же автор был до глубины души поражен, что произведение восприняли как комедийное, и невзлюбил его за это. А вот кинокритик Лев Аннинский писал, что «комедийный успех попросту спас Шукшина. <...> возражения потонули в море смеха». Аккуратно попрекал он режиссера и за чрезмерную простоту персонажей, а то «так ведь может получиться, что и интеллигентность вроде как грех».

Сорокалетний Васька

По родной деревне Шукшин болел всю жизнь. Что прямо проявилось в его кинотворчестве: все главные герои его фильмов родом из глубинки. Несмотря на известность и карьеру в столице, он регулярно возвращался в родные Сростки, красоту которых прославил на весь Союз. Однако местные не были готовы принимать его на равных, считая деятельность режиссера ребячеством. Шукшин жаловался, что даже в 40 лет, вместо полагающегося «Василий Макарович» его звали как ребенка, Васькой.

Кадр из фильма «Ваш сын и брат», реж. Василий Шукшин, 1965
Кадр из фильма «Ваш сын и брат», реж. Василий Шукшин, 1965

Вообще, отношения с соседями у Шукшина не заладились с детства. По приговору тройки НКВД отца расстреляли в 1933-м за участие в «антиколхозном заговоре». Тогда местные партийные активисты попытались выселить семью из дома, но мать сопротивлялась, и им пришлось отступить. С тех пор четырехлетний Василий жил под фамилией матери Попов до 16-летия, а на вопросы об отце всю жизнь отвечал, что он погиб на войне или что умер от болезни. Но в 1955 году Шукшин вступил в КПСС. В 1956-м же Макара Шукшина реабилитировали посмертно.

Первые четыре полнометражных фильма Шукшин снял в сельской местности на Алтае, но ни одной сцены — в родном селе. Как объяснял режиссер, не хотелось мозолить глаза землякам, и так завидующим его успеху.

Третья картина «Ваш сын и брат» (1965) и четвертая «Странные люди» (1969) являются своего рода сборниками киноадаптаций рассказов Шукшина. Первая часть «Вашего сына и брата» описывает историю парня, который сбегает из тюрьмы, когда ему осталось отсидеть всего три месяца, зная, что за это получит два года сверху. Потому что «деревня снится», и лишь повидав ее, он сможет отбывать срок и дальше. Через тягу парня на родину Василий выражает свою тоску по Сросткам. До 1972 года режиссер хотел вернуться туда жить и работать. Но мать продала дом и переехала в Бийск, после чего Шукшин в родном селе более не бывал.

Кадр из фильма «Странные люди», реж. Василий Шукшин, 1969
Кадр из фильма «Странные люди», реж. Василий Шукшин, 1969

«Странные люди» поднимают проблематику вымирания деревни. Как говорил автор в интервью, проблема переезжающих из деревни в город не в том, что они не смогут «заработать рубль», а в том, как они его потратят. В этом фильме Шукшин впервые прибегает к съемкам местных жителей для массовки фильма. После он повторит этот прием в «Печках-лавочках» и «Калине красной». Но некоторых людей режиссер снимает скрытой камерой. Именно так в «Печках» он сумел заснять свою мать, Марию Сергеевну Попову-Куксину, которая была категорически против. Также с помощью съемок скрытой камерой через окно получилось добиться невоспроизводимого реализма во время разговора с Куделихой, которая действительно жила в этом доме и рассказывала про свою настоящую жизнь и 18 лет назад потерянного сына в «Калине красной».

В конце 1960-х Шукшину приходит в голову идея экранизировать свою книгу о восстании Степана Разина «Я пришел дать вам волю». Гильдия кинодраматургов признала сценарий двухсерийной картины лучшим за 1967 год, но ободрения от комитета по кинематографии СССР Василий Макарович не получил из-за высокой стоимости картины. Есть и иное мнение, гласящее, что таким образом Шукшин хотел «отомстить» за своего отца и всех прочих безвинно репрессированных до революции и после, а отказ был результатом политического решения. И если первая часть мифа, про месть за отца, находит подтверждение только в поздних интервью «друзей» Шукшина, то со второй не всё так однозначно: нередко факт попадания под репрессии родителей действительно устанавливал определенный невидимый «потолок» для их детей. Неоспорим и факт, что цензура влияла на каждый фильм режиссера, регулярно заставляя вырезать из произведений в стиле соцреализма, собственно, сам реализм (например, из всех картин Шукшина вырезана большая часть кадров употребления алкоголя). Как бы то ни было, в третьей части «Странных людей» режиссер выразил свою тягу к историческому восстанию через никем не понятого парня Кольку, который постоянно думает над чем-то всем вокруг непонятным и вырезает фигурку Разина.

«Праздник нужен душе, праздник!»

Если «Живет такой парень», даже несмотря на признание его лучшим фильмом для детей на Каннском фестивале 1964 года, не нравился Шукшину, то «Печки-лавочки», наоборот, стали любимым результатом его кинотворчества. Возможно, дело в том, что «Парня» ошибочно восприняли комедией, тогда как «Печки» действительно ей и были. Единственной в фильмографии автора. «Печки-лавочки» — это роуд-муви о семейной паре из деревни, которая едет «на юга» через Москву, регулярно попадая в неудобные и комичные ситуации из-за излишней прямолинейности и неумения разбираться в городских жителях.

Кадр из фильма «Печки-лавочки», реж. Василий Шукшин, 1972
Кадр из фильма «Печки-лавочки», реж. Василий Шукшин, 1972

Режиссер снова сыграл главного героя, вторую главную роль исполнила его жена Лидия Федосеева-Шукшина (супруги Иван и Нюра Расторгуевы), его дочери сыграли дочерей героев, а мать, как мы уже упомянули, втайне от нее же самой исполнила роль матери Ивана.

Отношения с матерью у Шукшина были особые. Она, единственная во всех Сростках, всегда поддерживала его, одобряла решения и подталкивала к развитию. После поступления во ВГИК он спросил телеграммой, на заочное ему идти или очное. Мария Сергеевна ответила «очное» и продала корову, чтобы сыну было на что жить в Москве. Поэтому для режиссера стало вопросом принципа запечатлеть ее в своем кино.

Кадр из фильма «Печки-лавочки», реж. Василий Шукшин, 1972
Кадр из фильма «Печки-лавочки», реж. Василий Шукшин, 1972

Отношения с женщинами у Шукшина были заметно более сложными. Ссора с первой женой Марией Шумской случилась прямо в ЗАГСе, предположительно из-за ее отказа переезжать в Москву. По еще одной красивой легенде о Шукшине, он любил ее до конца жизни и потому не просил развод. Но это не так — он писал Марии не раз, а также просить развода ходила его мать. Но всё безуспешно, поэтому Василий «потерял» паспорт и женился уже в московском ЗАГСе повторно. Иногда он заводил отношения с двумя, а порой и с тремя женщинами одновременно. Женат был трижды, имел трех дочерей. Его отношение к противоположному полу звучит в фразе Пашки Колокольникова о том, что женщина всегда должна быть веселая, иначе мужчина начнет смотреть на других.

«Кроме искусства, человека ничто сделать добрым не может»

После успеха «Печек-лавочек» Шукшин продолжает настаивать на экранизации романа про восстание Разина и на этот раз получает ответ, что для начала он должен снять кино про советскую современность (будто до этого ни разу не снимал!). Вследствие нервного перенапряжения писатель попадает в больницу, где и пишет повесть, ставшую впоследствии основой сценария его последнего фильма.

Кадр из фильма «Калина красная», реж. Василий Шукшин, 1974
Кадр из фильма «Калина красная», реж. Василий Шукшин, 1974

Самые темные годы в биографии Шукшина приходятся на период с его 18 до 20 лет (1947–49), когда он впервые пытался покорять Москву. Два года он жил в Подмосковье, работая то слесарем, то разнорабочим на разных заводах. По некоторым свидетельствам, тогда он впервые столкнулся с преступным миром. По крайней мере, сам Шукшин однажды заявил, что пытался как можно лучше познакомиться с одной бандой, для того чтобы описать ее внутреннее устройство максимально приближенно к реальности. Неудивительно, что фильм «Калина красная», где Василий Макарович сыграл бывшего заключенного Егора по прозвищу Горе удивительно правдоподобно, породил множество слухов о «бандитском прошлом» Шукшина.

«Калина красная» была очень высоко оценена критиками и стала абсолютным лидером советского кинопроката 1974 года. Также она оказалась первым и единственным цветным фильмом в карьере режиссера. В ней Шукшин доводит до апогея свою сверхидею о гипернатуральности происходящего на экране. Почти вся массовка состояла из деревенских жителей, которые зачастую не знали о своем участии в кинопроизводстве. С актеров он требовал, чтобы они просто жили, а не играли на камеру, поэтому иногда, в угоду «живости» выбраны не самые подходящие с технически-операторской точки зрения кадры.

Кадр из фильма «Калина красная», реж. Василий Шукшин, 1974
Кадр из фильма «Калина красная», реж. Василий Шукшин, 1974

«Калина красная» — история про отбывшего очередное наказание рецидивиста Егора Прокудина, который пытается вернуться к честной жизни. Но сперва он хочет устроить душе праздник, что у него никак не выходит. Понемногу Егор-Горе заново учится просто жить.

Как и в случае с «Печками-лавочками», в «Калину» Шукшин звал Леонида Куравлёва, но тот оба раза отказался. Бюджет был низок, и с производством нужно было торопиться, поэтому Шукшин завершил карьеру режиссера так же, как и начал ее, — исполнив главную роль в собственном фильме. Спустя год Василия Макаровича не стало.

«Ну вот и всё!»

В молодости Василий Шукшин страдал от алкогольной зависимости, но после диагностирования язвы желудка (по другим данным — рождения дочери) завязал и не прикасался к спиртному семь лет, до самой смерти. Впрочем, его образ жизни и после назвать здоровым было нельзя: Шукшин курил примерно как и его персонажи, кадров с которыми без папиросы меньше, чем с ней. Он был настоящим трудоголиком: не спал по несколько суток напролет, писал везде и всегда, когда мог, постоянно критиковал себя и переписывал вновь и вновь. И в возрасте 45 лет расшатанная нервная система дала о себе знать.

Памятник Василию Шукшину на горе Пикет, село Сростки, Алтайский край. Клуб «Юный журналист», г. Барнаул/CC BY-SA 4.0
Памятник Василию Шукшину на горе Пикет, село Сростки, Алтайский край. Клуб «Юный журналист», г. Барнаул/CC BY-SA 4.0

Сегодня мы в основном говорили о таланте Шукшина как режиссера, однако большинству зрителей он был более известен как актер. Он всю жизнь учился и развивался как писатель и постановщик, но его актерский талант был словно бы врожденным. При жизни Шукшина вышли в прокат 25 фильмов с его участием, и еще два выпустили после его смерти.

Один из двух — «Прошу слова» Глеба Панфилова: произведение о женщине-мэре, которая, несмотря на личную трагедию, старательно занимается большими проблемами своего маленького города, хотя все вокруг открыто не понимают ее и активно заботятся лишь о самих себе. Шукшин выступил с камео драматурга Феди. Тот не сумел протолкнуть свою пьесу с элементами эротики через цензуру администрации глубинки и поэтому поехал ставить ее в Москве. Явление Шукшина в образе «порнографа-диссидента» невозможно наблюдать без улыбки, притом его драматург в кожаной куртке и с хитрой улыбкой выглядит совершенно органично.

Кадр из фильма «Прошу слова», реж. Глеб Панфилов, 1975
Кадр из фильма «Прошу слова», реж. Глеб Панфилов, 1975

Второй фильм — «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука по Михаилу Шолохову — повествует о вынужденном отступлении сильно пострадавшего полка Красной армии в 1942 году. Солдаты идут по русским деревням и рассчитывают на теплый прием и пищу, но встречают их как дезертиров, собирающихся оставить жителей окраин на растерзание немцам. Шукшин сыграл Петра Лопахина, жизнерадостного и харизматичного солдата с непростой судьбой. Но завершить съемки он не успел. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался от инфаркта миокарда на борту теплохода «Дунай», где был расквартирован актерский состав. Доигрывал за него Юрий Соловьёв, а озвучил персонажа Игорь Ефимов.

О смерти Шукшина ходит множество слухов. Самый «громкий» — о том, что его, как слишком популярного и недостаточно лояльного властям, убили спецслужбы, использовав некий «инфарктный газ». Но ни одна из версий до сих пор не получила проходящих критический анализ подтверждений.

Василий Макарович был полон планов, которые так и не успел реализовать. Вернее, не смог — времени при его таланте вполне хватало. Но период его активного творчества пришелся на самый стабильный промежуток истории Союза, когда уже не было запроса на «воспламенителей сердец», а социальный перелом еще не случился.

Кадр из фильма «Они сражались за Родину», реж. Василий Шукшин, 1975
Кадр из фильма «Они сражались за Родину», реж. Василий Шукшин, 1975

Сценарии фильма о восстании Степана Разина, а затем почти сразу и фильма «Точка кипения» не получают одобрения Госкино СССР, и Шукшин, который продолжал писать всегда — служа на флоте, учась в техникуме, снимая фильмы, — по словам Вячеслава Пьецуха, приходит к окончательному убеждению, что «его единственное и естественное предназначение — это литература, что его место — это рабочий стол, что его инструмент — это шариковая авторучка и тетрадка за три копейки». И подтверждением этому было признание Шукшина эдаким современным Гоголем, лидером советской «деревенской прозы». Хотя в действительности читала его преимущественно интеллигенция, испытывая некий эмоциональный «дауншифтинг», примеряя на себе мотивы и нравы глубинки. Кстати, именно Шукшин стал первым советским писателем, которому цензура пропустила в печать нецензурное слово. А за ними, по свидетельствам очевидцев, Василий Макарович обычно в карман не лез!

Ну и напоследок хочется вспомнить о конфликте Шукшина и Евтушенко. Вернее, о том, что с годами он был исчерпан. И памяти Шукшина в 1974 году поэт посвятил такие строки:

В искусстве уютно

быть сдобною булкой французской,

но так не накормишь

ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой

с калиною красной вприкуску,

черняшкою той,

без которой немыслим народ.

<...>

Искусство народно,

когда в нем не сахар обмана,

а солью родимой земли

просолилось навек.

…Мечта Шукшина

о несбывшейся роли Степана,

как Волга, взбугрилась на миг

подо льдом замороженных век.


Текст: Денис Волошин

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как правильно отметил вчера Папенин papenin , скучновато нынче у нас. И даже слегка грустновато. Поэтому я, пожалуй, составлю ему компанию в славном деле поднятия настроения общества и сообщества. Но, если Папенин отдаёт предпочтения методам, я бы сказала, экзистенциальным, ...
Если закончилось подсолнечное масло... ... а овощной салат надо чем-то полить, отлично подойдет масло из банки с тунцом или сайрой. Его там всегда навалом. (Конечно, если на банке написано, что рыба в масле, а не в томатном соусе.) И даже солить не ...
полосочка ясного неба у горизонта! 19:04:15 _DSC5994 Taken on March 7, 2024 Nikon D3100 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/5.6 55.0 mm 1/125 1000 Klīversala, ...
Актуальная карта боевых действий на Украине новости СВО сегодня на утро все новости войны. Сводки и анализ ситуации. Курская область Сводка с фронта на утро 15 августа 2024 ...
День разбора почты... С разрешения автора публикую письмо.  > Александр Владимирович, добрый день > > уже давно и с удовольствием читаю ваш блог и хочу поделиться на первый взгляд небольшой и не совсем научной проблемой, с которой столкнулась ...