Какие сапоги носили в Москве в XVII веке?
nash_dvor — 05.10.2021Стрелецкое войско на фрагменте рисунка 1672 года, сапоги различных цветов.
Экземляры такой роскошной обуви XVI века не сохранились. мы знаем о них по описаниям и некоторым гравюрам, не всегда цветным, но вот на обувь XVII века можем взглянуть.
Российские музеи очень редко выкладывают качественные фотографии старинной обуви, если вообще выкладывают, поэтому, какие есть фото, на такие и посмотрим, даже если качество любительское и плохо видно. Но по крайней мере хоть что-то видно, и то хорошо.
Начнем мы с пары желтых сафьяновых сапог XVII века из Углича.
В Угличе находится очень интересный музей под названием Палаты угличских князей - это дворец углицких удельных князей, построенный в 1480-е годы князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле на берегу Волги. Место интересно в частности тем, что здесь после смерти Ивана Грозного жил его младший сын Дмитрий Углицкий с матерью и дядьями Нагими. И именно здесь рядом с палатами в мае 1591 года царевич Дмитрий был найден мёртвым, хотя несколько пропольских ЛжеДмитриев во время Смуты и пытались утверждать, что это не так.
Сафьяновые сапоги XVII века из Палат угличских князей
На сайте Угличского государственного музея нет вообще никакой информации о данных сапогах, а эта фотография сделана одним из посетителей.
Если эти сапоги не были царскими или княжескими, то можно предположить, что это местное российское производство XVII века, а сапоги носил какой-то местный модник, имя которого история не сохранила.
Следующими у нас будут две пары сапог из московского музея Палаты бояр Романовых в Зарядье, филиал ГИМа.
На сайте музея и среди экспонатов этих сапог тоже нет, увидеть их можно в эспозиции комнаты под названием Казна, где у Романовых в сундуках под замком хранились деньги, оружие и всякие ценности. Так вот эти сапоги из разряда "ценности" выставлены в сундуке на заднем плане за сундуками с оружием, да еще и в полутемной комнате, поскольку Казна - это вообще-то подвал.
Музей этот был основан и отреставрирован в 1856 году по распоряжению Александра II. Масса предметов там - копии, изготовленные с аналогов мебели Теремного дворца, Ипатьевского монастыря, а также с изображений на миниатюрах, грамотах, тканях XVI—XVII веков. Не могу сказать, с чего именно были сделаны копии данной обуви, сомневаюсь, что они оригинальные - XVI или XVII веков.
Сундук с ценностями из Казны в Палатах бояр Романовых
На коричневых сапогах слева хорошо видны каблуки и загнутые по-восточному носки, как в сказках. Есть ли каблуки на зеленых сапогах справа, совсем не видно, но вряд ли это сапоги, которые рисовал Репин для своего эскиза, там совсем другое голенище.
Тем не менее по этим сапогам видно, что появились технологии и пришла мода сапоги красиво вышивать, они стали очень расписными и декоративными. По крайней мере для богатых и знатных людей, кто мог себе это позволить.
В 1626 и 1627 годах чеботник (чёботы / чоботы - это короткие сапоги на каблуке) Богдан Бородулин и "канительный мастеръ Федерикъ" шили обувь и чулки для царя Михаила Федоровича. 12 сентября 1626 года Бородулин выкроил "чоботы изъ сафьяну жолтого". На подкладку и украшения к ним сапожник получил красный шелк и золотную нить. 18 сентября Бородулину снова потребовалось "золото" для шитья. Через пять дней были "скроены государю ичедыги сафьянъ червчатъ". В тот же день из казны выдали светло-зеленый шелк, вероятно, для их отделки. 25 января 1627 года из красной "мелкотравной" камки Михаилу Федоровичу сделали две пары чулок. 28 сентября того же года "немчин Федерик" начал расшивать оранжевым и белым шелком государевы чеботы, обнизанные жемчугом
У Михаила Федоровича также имелись багряные и лазоревые сафьяновые чёботы, которые можно было носить с желтыми чулками из "камки адамашки" и нательными штанами-ноговицами из красного шелка двух сортов: "съ бумагою" и "безъ бумаги".
Другой набор вещей надевался только в комплекте. В него входили: сапожки из красного "гладкого" бархата с подкладкой из голубой тафты и серебряными скобами на каблуках, к которым крепились шпоры — "острожки серебрены золочены задвижные, с пружинками", длинные чулки из кизылбашской камки "еринного цвета" и такой же расцветки подвязки. Последние были расшиты "въ вязь серебромъ", по которому стелились выложенные "золотомъ волоченымъ" "травы". Для скрепления подвязок были сделаны "оковы серебрены золочены, резаны съ чернью"
Но самыми великолепными были чёботы, надевавшиеся вместе с "большим нарядом", когда царь величественно шествовал в процессиях или восседал на троне перед избранными подданными и иностранными послами. Красные бархатные с подкладкой из такого же цвета объяри, они были по головке и заднику украшены растительным узором из плотно низанного жемчуга, имели "на передахъ въ гнездахъ по 3 яхонты лазоревы, да по лалу, да по 5 изумрудовъ". Их голенища мерцали "золотомъ съ шелкомъ съ лазоревымъ", а на каблуках блестели серебряные скобки.
После смерти Михаила Федоровича эти драгоценные парадные сапожки перешли к его сыну Алексею, который тоже надевал их в дни торжественных приемов и выходов
Секретарь голштинского посольства в Москве в 1634, 1636 и 1639 годах Адам Олеарий писал, что на столичном "рынке" сапожники и скорняки "имеют свои особые улицы, в которых и торгуют своими товарами". Здесь местные жители приобретали "короткие сапоги, с длинными острыми носками, из юфти или из персидского сафьяну" Однако такие удобные и красивые покупки могли позволить себе только знатные и богатые люди, и эти вещи по качеству и великолепию уступали обуви, принадлежащей царю и его родственникам.
Ну а теперь давайте посмотрим, что сохранилось и как это выглядело, а заодно и насколько удобно и небольно это все было носить.
Бархатныый женский сапожок с жемчугом XVII века из Оружейной палаты
В Оружейной палате Московского Кремля хранится образец самой древней царской обуви - женской. Это бархатный женский сапожок XVII века, который нашли в кремлёвских кладовых в единственном экземпляре. Сапожок совершенно не изношен, кроме того, жемчуг с отделки был спорот - по видимому, его использовали в другом наряде. Жемчужное шитьё было восстановлено по старому рисунку, так как на бархатной ткани остались следы иглы и вмятины от жемчужных зёрен. По этому источнику реставраторы и восстановили подлинное драгоценное украшение. Колодка сделана из дерева, подошва не гнущаяся. Если натянуть сапожок, то ступать придётся исключительно на цыпочках.
Неизвестно точно, кому принадлежал это женский сапожок, но хочется вспомнить "архивное".
Прежде всего юная государыня отказалась надевать старые выходные сапожки. Она распорядилась снять с них жемчуг и серебряные позолоченные скобы, а остальное "пожаловала" отцу. Скобами скрепили другие чеботы, предназначенные в дар жене влиятельного придворного, князя И.Б. Черкасского. Жемчуг отдали мастерам для украшения им новых выходных сапожек. Эти "полные" (высокие) красные бархатные сапожки стали произведением прикладного искусства. На них "въ травахъ" сияли и переливались "шесть яхонтовъ лазоревыхъ, да восемь лаловъ, да два изумруда, да два тумпаза", мерцал жемчуг, на каблуках сверкали серебряные позолоченные скобы.
Евдокия Лукьяновна также красовалась в белых атласных чеботах, расшитых "золотомъ пряденымъ", с серебряными скобами. 19 июня 1626 года приступили к изготовлению новых сапожек для государыни. С этой целью раскроили красный "гладкий" бархат, для голенищ отложили желтый атлас. Подкладку предполагалось делать из венецианской тафты "двоеличной, шолкъ червчетъ да жолтъ", швы украсить кованым серебряным кружевом, каблуки обвить пряденым золотом, все изделие расшить алым шелком.
Музеи Московского Кремля также обладают парой вот таких женские туфель XVII века. Они выставлены в Патриаршей палате в Трапезной, в витрине "Орнаментальное шитье XVII века"
Как мы видим на самой верхней картинке, московские стрельцы в XVII веке носили сапоги, но стрельцы были элитным военным подразделением. Ополчение же не могло себе позволить дорогую кожаную обувь, поэтому большая часть ратников обувалась в лапти. Эта обувь была сравнительно практичной и самое главное недорогой. Ногу заматывали портянкой, а поверх нее наматывалась веревка, которая служила крепежом для лаптя.
Поэтому с обувью надо было что-то делать.
Сам Петр переобулся в собственноручно сделанные сапоги западного покроя еще в конце XVII века, а вот уже в XVIII веке новое обмундирование получила и русская армия, включая обувь.
Ну вот пожалуй и всё из доступного, сфотографированного и оцифрованного. Если где-то что-то есть еще, в интернет это не выложили
|
</> |