Какие авианалёты на Японию были страшнее бомбардировок Хиросимы и Нагасаки
lebedinsky2 — 07.05.2021Бомбардировки Японии американской авиацией стали неизбежными после атаки японцев на военно-морскую базу США Перл-Харбор. При этом взрывы атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки явились лишь кульминацией массированных бомбовых ударов американских самолетов, которые к тому времени превратили в руины большинство крупных населенных пунктов Страны восходящего солнца.
Отложенная месть
Авианалеты на Японию американские военные начали планировать еще до войны, предполагая, что столкновение с островной державой дело времени. В качестве баз для самолетов они рассчитывали использовать восточное побережье Китая, Филиппины, а также остров Гуам и атолл Уэйк в Микронезии. В Вашингтоне были уверены в эффективности подобных налетов, так как разведка сообщала о слабости японской ПВО.
После трагедии в Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и последующего вступления США во Вторую мировую войну планы бомбардировок японской территории стали обретать реальные очертания. Главной целью американской авиации было уничтожение военно-промышленного потенциала противника, что ускорило бы капитуляцию Японии. Американцы жаждали мести, правда, начинать воздушные операции не торопились.
Первый авианалет, вошедший в историю как «рейд Дулиттла» (назван по имени подполковника Джеймса Дулиттла, руководившего операцией), состоялся только 18 апреля 1942 года.
Уникальность этой операции состояла в том, что бомбардировщики наземного базирования B-25 «Mitchell» впервые взлетали с короткой палубы авианосца «Hornet». Эскадрилья нанесла удары по промышленным и военным предприятиям в Токио, Йокогаме, Кобе и Нагое. Как и предполагалось, японские средства ПВО не успели среагировать на авианалет, и американцы не потеряли ни одного самолета. Результатом операции стали 50 погибших и 400 раненых японцев, было разрушено около двухсот объектов.
К следующим авианалетам американцы готовились больше года. Они были проведены в ходе операции по освобождению острова Кыска (часть Алеутской гряды) от японских войск. В общей сложности 11-я воздушная армия США в течение июля 1943 года, используя тяжелые бомбардировщики B-24, сбросила на остров свыше 400 тонн бомб, при этом корабельная артиллерия выпустила туда же около 330 тонн снарядов.
С декабря 1943 года в США началось серийное производство тяжелых бомбардировщиков дальнего действия В-29 «Superfortress» («Суперкрепость»), способных нести повышенный объем боеприпасов и преодолевать до шести тысяч километров. Это было новое слово в осуществлении стратегии и развитии тактики нанесения массированных бомбовых ударов по удаленным объектам противника. Японская разведка с помощью радиоперехвата могла установить лишь время вылета В-29, но не его цели. После обнаружения бомбардировщика в распоряжении японской стороны оставалось менее часа, чтобы подготовиться к авианалету.
Неудачный опыт
Американскому командованию показалось более перспективным в качестве плацдармов налета на Японию использовать аэродромы в Индии и Китае – на континенте самолеты было гораздо легче обслуживать. Изначально индийские аэродромы Чакулия, Чарра, Пиардобу и Кхаргпур, где размещались американские авиационные эскадрильи, были рассчитаны только на В-24, для разбега «Суперкрепостей» взлетно-посадочные полосы пришлось удлинять. В китайских районах Кванхань, Шинчинь и Пеншань аэродромы строили с нуля, для этих целей было привлечено около 200 тысяч местных рабочих.
Первая боевая операция с континентальных аэродромов была проведена 5 июня 1944 года, правда атаке подверглась территория не Японии, а Таиланда, где был расположен железнодорожный узел Маскан, обслуживавший японскую армию. Результат оказался неудовлетворительным: почти сотня B-29 умудрилась попасть в район объекта всего 18 раз, при этом американцы потеряли 5 машин.
В следующий раз целью американской авиации стал металлургический комбинат на японском острове Кюсю, на котором выплавлялось около четверти всей японской стали. И здесь все закончилось провалом. Ближайшая к цели бомба разорвалась на расстоянии более километра. Аналогичные неудачи постигли американцев при бомбардировках производств в населенных пунктах Сасебо, Нагасаки, Омура и Явата.
18 декабря 1944 года с китайских аэродромов был осуществлен рейд на снабженческую базу Японии в Ханькоу, призванный остановить продвижение имперских войск на Куньмин. 15 января 1945 года бомбили японские цели на Тайване, чтобы отвлечь внимание врага от операции по высадке союзного десанта на филиппинский остров Лузон. После этого американское командование начало сворачивать программу боевых вылетов с индийских и китайских аэродромов: главная причина – слишком большие расстояния, снижавшие эффективность бомбардировок и не дававшие возможность значительному числу самолетов возвращаться обратно на базы.
Новая позиция
После захвата Марианских островов (Сайпана, Тиниана и Гуама) у США появился куда более перспективный плацдарм для воздушной атаки на Японию – теперь от Токио американцев отделяли каких-нибудь полторы тысячи километров, которые крылатые машины покрывали за 6 часов. В считанные месяцы на островах с нуля были выстроены шесть баз, на которых разместились 11 взлетно-посадочных полос.
Уже 24 ноября 1944 года состоялся первый рейд, во время которого сотня В-29 разбомбила пригород Токио. Однако фабрики в Мусасино, которые были главной целью атаки, почти не пострадали. Из-за большой высоты полета бомбардировщиков (8-9 км) воздушные потоки нарушали первоначальную траекторию падения снарядов, что приводило к минимальному урону противника. На качестве бомбометания также сказывались муссоны, которые выступали в роли естественного союзника Японии.
Дальнейшие операции по воздушным налетам на Японские острова были поручены генералу Кертису Лемею, который подошел к своей миссии со всей основательностью опытного стратега. С целью повышения эффективности бомбардировок он предложил бомбить вражеские позиции с высоты не 9, а 3-х километров и совершать рейды в ночное время, что затруднило бы отслеживание американской авиации противником. Кроме того, чтобы уменьшить расход топлива и увеличить бомбовую нагрузку с самолетов были сняты фронтальные пулеметы.
Нововведения Лемея коснулись и самих боеприпасов: вместо фугасных снарядов, которые целиком уничтожали здание, но соседние постройки оставляли почти не поврежденными, предпочтение было отдано зажигательным бомбам, которые были как нельзя кстати в условиях плотной деревянной застройки японских городов. Американцы использовали как легкие шестифунтовые зажигательные бомбы М69, так и сверхтяжелые 500-фунтовые М76, которые, выбрасывая струю напалма на 70 метров, были способны сжигать целые кварталы.
Уже первый авианалет на Кобе 4 февраля 1945 года показал высокую степень эффективности нового подхода. Этот миллионный портовый город, почти целиком выстроенный из фанеры, стал идеальным полигоном для проверки бомбометания зажигательными снарядами. А в конце месяца сотни «зажигалок» посыпались уже на токийские кварталы, повредив с десяток промышленных объектов, впрочем, это была только репетиция глобальной атаки.
Страшная ночь
Ночь с 9 на 10 марта 1945 года жители Токио запомнили на всю жизнь: 325 американских тяжелых бомбардировщиков «Superfortress» вылетели с Марианских островов, чтобы сбросить на японскую столицу более полумиллиона зажигательных бомб. Главной целью операции «Meeting housе» («Молитвенный дом») был центр Токио площадью примерно в 5 квадратных миль. По американским данным, не менее 85% снарядов легли точно в пределах заданного периметра. Воздух, раскалившийся от взрывающихся бомб, быстро раздувал пламя и переносил его на новые кварталы, постепенно превращая многомиллионный город в сплошной очаг гигантского пожара.
Японские военные, чтобы как-то помочь мечущимся в панике жителям, начали танками проламывать проходы в горящих зданиях, однако очень скоро и бронированные машины оказались охвачены огнем. Единственным спасением для попавших в огненную ловушку горожан стали искусственные водоемы, куда они не задумываясь бросались. Однако жар был такой силы, что многие жители буквально заживо варились в перегретой воде или погибали от удушья.
После окончания бомбардировки Токио догорал еще в течение суток. Последствия бомбежки были катастрофическими. Если за 10 предыдущих авианалетов японская столица потеряла около 1300 жителей, то после операции «Meeting housе» число жертв достигло 100 тысяч, еще 40 тысяч получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Разрушения были колоссальными: все деревянные постройки сгорели, осталось не более 15% зданий, в основном железобетонных, однако значительная часть из них не подлежала восстановлению.
Советский корреспондент Николай Богданов, побывавший в Токио 31 августа 1945 года, накануне подписания Японией капитуляции, так передал увиденное: «Оказывается, несколько километров мы уже ехали по городу, не замечая города. Под колёсами машины бежал асфальт, виднелись заржавленные рельсы трамвая — других признаков городской улицы не было. Направо и налево расстилались бурые пустыри, посыпанные пеплом».
Среди переживших бомбардировку оказалось здание, которое занимали сотрудники советского посольства. Они рассказывали Богданову, что рев пожара был настолько сильным, что невозможно было услышать собственный голос. Буквально на глазах пламя вихрем проносилось над островками каменных построек, находя себе новые жертвы. Языки пламени успели «облизать» и их железобетонное убежище, оставив в нем глубокие трещины. Тем не менее наши дипломаты не скрывали удовлетворения, что, пусть и таким чудовищным способом, но удалось ускорить капитуляцию общего врага.
Возвращаясь в март 1945 года, нельзя обойти стороной разрушительные бомбардировки Осаки, Нагои и Кобе. В первых двух городах были фактически уничтожены центральные кварталы. Но особенно плачевные последствия налет ВВС США имел для Кобе, в котором была сожжена большая часть городских строений: 8 тысяч жителей погибли в пламени пожаров, свыше полумиллиона остались без крова над головой.
Лемей счел результаты мартовских бомбардировок большим успехом, тем не менее совесть долго не оставляла в покое бравого генерала. Как-то он заметил: «Думаю, если бы мы проиграли войну, то меня судили бы как военного преступника». Всего, по разным оценкам, в результате действия авиации союзников (США, Великобритания и Китая) в Японии погибло от 250 000 до 900 000 жителей, свыше 1 млн. 300 тысяч получили ранения, 5 млн. японцев остались без крыши над головой.